Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

«Дело не в ЕГЭ, дело в учителе»

[26.09.2021 / 21:53]

В Иркутске продолжают обсуждать тему обязательности ЕГЭ как итоговой аттестации в школах. Своим мнением с Телеинформом поделился директор астрономической обсерватории ИГУ, доктор физико-математических наук, профессор ИГУ Сергей Язев.

Напомним, в середине сентября группа депутатов от КПРФ внесла в Госдуму законопроект о переходе на добровольную сдачу ЕГЭ. В свою очередь, Рособрнадзор предупредил, что полный отказ от Единого госэкзамена в России необоснован: это может привести к снижению качества образования, к тому же такая аттестация зарекомендовала себя как эффективный механизм отбора абитуриентов для поступления в вузы.

Некоторые преподаватели Иркутска уже высказывались на эту тему. Опрошенные Телеинформом педагоги высшей и средней школы сходились во мнении, что отменять совсем ЕГЭ, конечно, не нужно, но предоставлять выпускникам выбор между ним и какой-нибудь еще формой аттестации необходимо. В частности, об этом говорил философ и социолог Михаил Рожанский:

– Выбор позволит ослабить гигантское разрушительное влияние ЕГЭ на мотивацию учеников и учителей, сохранив ЕГЭ как инструмент социального лифта для выпускников. В принципе это необходимо, но интересно, какой именно выбор будет предложен.

 

Комментирует Сергей Язев:

– Уровень школьного образования в среднем, действительно, снизился за последние десятилетия (буду говорить только о естественных науках, про гуманитарные ничего не могу сказать, не знаю). Те задачи, которые решали студенты первого курса 30 лет назад, большинством современных первокурсников решаются с трудом. Однако и сейчас появляются великолепно подготовленные ребята… Но я бы не стал сваливать все на ЕГЭ. Сначала к ЕГЭ действительно можно было предъявить множество претензий, но с годами экзамен совершенствовался. Я считаю, что сегодня там вполне продуманные и непростые задания (если говорить о математике и физике), и балл ЕГЭ во многом адекватно отражает уровень знаний и умений выпускника. Тот, кто считает, что там можно ставить крестики и угадывать правильные ответы, давно не видел заданий ЕГЭ. Там уже давно все не так.

Я считаю, что современный уровень школьного образования определяется вовсе не ЕГЭ. Тут множество причин, и основные причины связаны с уровнем школьной подготовки, в первую очередь с качеством работы учителей. В Иркутской области учителей катастрофически не хватает, нагрузка у них огромная – они привыкли работать на 1,5 и более ставки, а на меньшее не согласны, потому что зарплата (и так невысокая) упадет, да и руководство не позволит – в школе некому работать, уже и студентов зовут в учителя. Кроме того, скажу страшную вещь: не секрет, что действительно хороших учителей не так уж много – в Иркутской области средние баллы ЕГЭ по многим предметам оказываются систематически ниже, чем в соседних регионах Сибирского Федерального округа. И когда говорят, что дети занимаются только натаскиванием на ЕГЭ, бросая учиться по остальным предметам – тут не Единый госэкзамен виноват.

Мое отношение к ЕГЭ таково: возможно, там есть недостатки, но я категорически против непродуманных решений и смены правил игры. Политики, требующие отменить ЕГЭ, как правило, мало что понимают в системе образования, и ничего внятного не предлагают взамен. Непродуманная отмена ЕГЭ может ухудшить ситуацию (как, впрочем, любое непродуманное решение). Прежде чем говорить об отмене ЕГЭ, надо понять, что предлагается взамен, и оценить, не будет ли хуже. Замечу, что даже если при строжайшем тотальном контроле за ходом ЕГЭ у нас откуда-то появляются порой стобалльники, с трудом умеющие читать и писать, можно себе представить, что может получиться, если контроль будет отменен вместе с ЕГЭ. Я думаю, вопросы о формате образования и экзамена надо решать профессионалам, а не депутатам.

 

ИА Телеинформ

Категории:  Прошу слова
 
вверх