Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Переход на односменный режим учебы в школах

[13.10.2021 / 08:32]

Перспективу перехода школ Приангарья на односменный режим обучения обсудили 12 октября члены Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области. Парламентарии, общественники и представители исполнительной власти региона искали ответ на вопрос – как исполнить поручение президента и к 2025 году перевести всех школьников в первую смену.

Председатель Общественного совета Алексей Соболь заметил, что сегодня почти 15% школьников в России учатся в режиме вторых и третьих смен. В Иркутской области эта цифра гораздо выше. Особенно остро проблема стоит в Иркутске и Иркутском районе, где количество учеников в разы превышает число мест в образовательных учреждениях.

Спикер областного парламента Александр Ведерников добавил, что в пригороде Иркутска хорошо развито жилищное строительство, тогда как новые школы там практически не появляются. Как результат – образовательные учреждения перегружены в два-три раза, на подвозе – 15 тысяч учеников. В связи с этим председатель ЗС предложил найти новые механизмы финансирования строительства школ в регионе.

– Важно привлекать для строительства образовательных учреждений федеральные средства, находить инвесторов, строить в рамках концессионных соглашений, но тут надо аккуратно подходить к финансовым моделям, чтобы не формировать долговую нагрузку на бюджет Иркутской области. Также можно посмотреть и целевые облигационные займы. Возможно, это будут более эффективные и более дешевые для областного бюджета займы, – заявил Ведерников.

Министр образования региона Максим Парфенов отметил, что в Приангарье 341 тысяча 270 школьников, из них 72,5 тысячи ребят учатся во вторую смену. Односменный режим работы есть лишь в четырех муниципальных образованиях области: в Мамско-Чуйском, Катангском, Усть-Илимском районах, а также в Усть-Илимске. В одиннадцати муниципалитетах около 10% школьников вынуждены учиться во вторую смену. К этим муниципалитетам относятся Братск, Свирск, Балаганский, Усольский, Нукутский, Боханский, Осинский, Тулунский, Черемховский, Казачинско-Ленский и Братский районы.

Близко к этим показателям находятся Ангарск, Слюдянка и Саянск, однако и там число посещающих уроки во вторую смену больше 10%.  В Иркутске же всего пять школ, которые работают в одну смену. В Иркутском районе – 17 из 41 организации. В областном центре более 34 тысяч школьников или 41% учатся после обеда. В районе – более 6 тысяч из 17 тысяч школьников, что составляет 37%.

Если в Иркутском районе хотя бы есть земли для строительства образовательных учреждений, то в областном центре попросту не хватает земельных участков. Поэтому единственный выход увеличить количество мест в школах – использование прилегающих к школам территорий и возведение пристроев.

Затем слово предоставили представителям двух самых проблемных территорий. Начальник управления образования Иркутского района Роман Зарипов подчеркнул, что за последние пять лет в районе появилось всего четыре образовательных учреждения, из которых лишь одна школа – новая. При этом количество школьников растет из года в год.

– У нас ситуация очень критическая. Мы подошли к порогу, когда количество первоклашек догнало и перегнало количество выпускников. И количество детей первых классов увеличивается. Поэтому нам приходится переводить большую часть детей по основной и средней школе во вторую смену, – отметил Зарипов.

Из 17690 учеников более 7,5 тысяч вынуждены учиться во вторую смену. Более того, по требованиям СанПиНа в имеющихся в районе школах можно обучать лишь 13 283 ребенка. Следовательно, дефицит составляет уже 6730 мест. В ближайшие годы Иркутскому району необходимо построить 17 образовательных учреждений, чтобы не просто комфортно обучаться, но хотя бы создать элементарные условия для детей.

Особенно остро нужны школы в Новолисихе, Хомутово, Оёке, Столбово и микрорайонах Стрижи и Березовый. Кроме того, в районе требуется 873 учителя, чтобы образовательный процесс был построен так, как положено.

В Иркутске ситуация еще более острая. Как рассказал заместитель мэра, председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталий Барышников, нормативная численность учеников в иркутских школах должна составлять 61,5 тысяч ребят с учетом второй смены. Сейчас же образовательные учреждения посещают 85,5 тысяч детей. Дефицит мест – более 24 тысяч.

– Переход в односменный режим в школах Иркутска невозможен. Объективно. Даже строительство девяти с лишним тысяч мест только на 50% решит проблему переполненности, – отметил Виталий Барышников.

Также он поднял проблему кадрового обеспечения. Сейчас нагрузка на каждого учителя в Иркутске – 1,85 ставки. Среднероссийский показатель – 1,35 ставки.

– У нас сегодня не хватает 1 тысячи учителей в школе для среднего звена. Если мы построим 12 школ, нам понадобится еще около 500-600 учителей, которые должны будут прийти в систему. Меры стимулирования есть, но их недостаточно. Поэтому мы обсуждаем распространение программы «Земский учитель» на городские округа. Потому что проблема кадров не менее остро стоит и в городах, – добавил Барышников.

Кроме того, члены Общественного совета обсудили и проблему перехода на пятидневное обучение. Журналист и член совета Александр Гимельштейн спросил у министра образования, какова политика ведомства в отношении этого вопроса. Недавно в интернете была создана петиция с требованием отменить шестидневную неделю в школах Иркутской области. Ее уже подписали более восьми тысяч жителей Приангарья. Кроме того, Гимельштейн обратил внимание на то, что иркутская школа №19 отменила учебу по субботам для всех школьников.

Максим Парфенов заметил, что такие решения принимает каждая образовательная организация. И основное препятствие для пятидневки – переполненность школ. Однако министр готов поддержать те образовательные организации, которые, как и 19 школа, пойдут на эксперимент и попробуют организовать учебный процесс в рамках «пятидневки».

– Потому что, когда видишь расписание, а там в выходные в лучшем случае физкультура, а остальное что-то факультативного плана, доводов и у меня остается мало. Но причина еще в чем. Дело в том, что порой необходимо переработать образовательную программу. Школы к этому не готовы. Например, раньше строение клетки изучали 3 часа, а теперь надо поджаться и изучать 2,5 часа. В этом есть большая наша внутренняя история, которая препятствует введению пятидневки. Но она вторична, - заметил Максим Парфенов.

Министр обратил внимание на то, что если в школах будет введен пятидневный режим работы, необходимо будет решать проблему занятости детей. В частности, этим должны будут заниматься либо родители, либо учреждения дополнительного образования, чтобы не получить рост детей, которые ничем не заняты.

Виталий Барышников, комментируя эксперимент 19 школы, отметил, что его итоги можно будет оценить в конце года.

– Но надо понимать, что сегодня за пятидневку выступают родители исходя из собственных представлений, а не из интересов ребенка. Но я не думаю, что показатель обученности и качества образования будет выше при пятидневке, чем при шестидневке. Давайте посмотрим на опыт 19 школы в конце года, – резюмировал Виталий Барышников.

 

ИА Телеинформ

Категории:  Проблемы и решения
 
вверх