Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

«Допущена вопиющая несправедливость»

[02.11.2021 / 12:17]

За последние несколько месяцев большинство клиентов страховой компании «Колымская» расторгли договоры с ней. Из 150 тысяч полисов аннулированы более 91 тысячи. В основном это договоры так называемого ритуального страхования, когда компания берёт на себя расходы на похороны человека, на которого оформлен полис. Люди стали отказываться от полисов, после того как страховщик объявил, что прекращает свою деятельность. Клиентам в срочном порядке – до 20 августа 2021 года – предложили расторгнуть договоры «по соглашению сторон». То есть по бумагам выходило, что сами владельцы полисов просили расторгнуть договоры, а не компания отказывалась от обязательств. При этом Центробанк России не нашёл нарушений в действиях страховщика. Как сообщил директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния, отказ от осуществления страховой деятельности не противоречит законодательству. Тем более что, по информации представителя Центробанка, страховая компания «Колымская» продолжает работать и исполняет обязательства по страховым случаям – компенсирует расходы на похороны по тем полисам, которые не были аннулированы.​

Пять месяцев назад, в начале июня 2021 года, страховая компания «Колымская» объявила, что прекращает работу. Страховщик сообщил также, что полисы страхования от несчастного случая и болезней, добровольного медицинского страхования будут переданы другой страховой компании и продолжат действовать. А все договоры ритуального страхования должны быть расторгнуты.

Людям предложили два варианта. Первый – отказаться от страховки и забрать часть выплаченных денег. Суммы у всех разные, но в среднем это 30% от страхового взноса. Второй вариант – расторгнуть договор и перевести деньги на счёт нового договора с другой компанией «Колымская». Она называется так же, как и прежняя. У компании тот же учредитель – Григорий Лесков. И зарегистрирована она в том же Хабаровске. Разница в том, что из страховой компании «Колымская» с уставным капиталом 472 миллиона рублей её руководство предлагало перейти в сервисную компанию «Колымская» с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Плюс к этому в новый договор засчитывались не все выплаченные деньги. Некоторым клиентам предлагали доплатить до 50 тысяч рублей при том, что полный договор стоил 66 тысяч.

Сотрудники «Колымской» предупреждали владельцев полисов, что подписать документы нужно до 20 августа. Если кто-то не успеет это сделать, «страховки пропадут». Начался ажиотаж. Владельцы полисов не могли дозвониться по телефонам компании, во время пандемии пенсионеры стояли в многочасовых очередях, толпились в офисах.

Большинство владельцев полисов ритуального страхования – пенсионеры. Люди рассчитывали, что, купив страховку, обеспечат себе достойные похороны. В итоге одни клиенты «Колымской» вместо страховки получили часть своего взноса наличными, другие заключили договор с сервисной компанией. Это общество с ограниченной ответственностью, договор с ним не защищён уставным капиталом.

Вопреки обещаниям прекратить деятельность в начале ноября страховая компания «Колымская» продолжает работать, её лицензия на страховую деятельность действительна. При этом страховщик относительно законным способом освободился от части страхового портфеля. Дело в том, что пик взносов по ритуальному страхованию пришёлся на 1990-е и 2000-е годы – люди активно покупали страховки. А к 2020 году стало увеличиваться количество страховых случаев, то есть похорон, за которые должна была заплатить страховая компания.

За последние месяцы большая часть договоров со страховщиком расторгнуты, клиенты перестали толпиться в офисах. Однако менеджеры продолжают звонить владельцам полисов: предлагают отказаться от полиса и получить часть денег наличными либо заключить новый договор с ООО «Колымская».

«Я считаю, что в отношении страхователей, а это все люди преклонного возраста, допущена вопиющая несправедливость. Вместо уверенности в том, что они всё сделали для облегчения горечи утраты для своих родных и близких, они вынуждены вновь платить за то, что уже считали оплаченным», – говорит президент Иркутской областной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев.

По его расчётам, больше всего пострадали люди, которые заключили пожизненные договоры ритуального страхования в 1990-е и 2000-е годы. Виктор Низовцев рассказал, что одной из клиенток «Колымской» компания предложила получить наличными выкупную сумму полиса – 149 рублей. Хотя в 2003 году иркутянка заключила пожизненный договор, по которому страховщик брал на себя обязательства компенсировать расходы на похороны, когда наступит страховой случай. Сейчас услуги, перечисленные в договоре, стоят больше 60 тысяч рублей. Сотрудники «Колымской» предложили доплатить эту сумму, если страховательница хочет по-прежнему владеть полисом ритуального страхования. Клиентка «Колымской» считает, что компания не может требовать от неё второй раз оплатить одну и ту же услугу пожизненного ритуального страхования. Она через суд потребовала от «Колымской» пересчитать выкупную сумму.

Ещё одна иркутянка в конце прошлого года купила полисы ритуального страхования для обоих родителей-пенсионеров, заплатила 134 тысячи рублей. Сотрудники «Колымской» при расторжении договора предложили ей выплатить наличными 36 тысяч рублей за два договора. Страховательница не согласилась с такой компенсацией и подала иск в суд.

Виктор Низовцев сообщил, что организация по защите прав потребителей подготовила пять исков от клиентов «Колымской». Четыре из них к страховой компании, один – к обществу с ограниченной ответственностью. Из четырёх претензий, которые адресованы страховщику, три суд вернул истцам без рассмотрения. Основание для отказа – не соблюдён порядок обращения.

Все истцы, как того требует порядок, обратились в службу финансового уполномоченного, но получили отказ в рассмотрении. Уполномоченный отмечает, что к нему следует обращаться с доказательствами того, что право потребителя финансовых услуг было нарушено. Первичное заявление, в котором клиент просит выполнить своё требование, например пересчитать выкупную сумму, таким доказательством не считается. Уполномоченный берётся за рассмотрение ситуации в том случае, если компания отказала в требовании или не ответила за месяц, установленный законом, и клиент снова обратился – направил страховщику претензию, где заявляет, что не согласен с условиями, которые ему предлагает компания. Только получив ответ от финансового уполномоченного, потребитель финансовых услуг может обратиться в суд.

Виктор Низовцев говорит, что сейчас помогает клиентам «Колымской» проходить инстанцию финансового уполномоченного. Дело существенно затягивается из-за того, что владельцы полисов не могут вручить заявления менеджерам «Колымской» в Иркутске. Клиентов отправляют в главный офис компании, который находится в Хабаровске. Однако и оттуда приходят почтовые уведомления о неудачных попытках вручения.

«На процессе по иску страхователя к «Колымской», который сейчас проходит в суде, выступила вице-президент компании по Восточной Сибири Елена Свижак. Она заявила, что они не получали письменное заявление от клиента. Хотя документы были отправлены», – недоумевает Низовцев.​

По иску к ООО «Колымская» клиентка требует расторгнуть договор и вернуть ей деньги, которые были зачислены из страховой компании «Колымская», – больше 48 тысяч рублей. Иркутянка сначала согласилась перевести эти деньги в сервисную компанию, но через несколько дней передумала и попросила деньги обратно. По Закону о защите прав потребителей она имела на это право. Однако прошёл месяц, а сервисная компания никак не отреагировала на требование клиентки. И только за несколько дней до даты, на которую был назначен суд, компания перевела клиентке почти всю сумму, которую та требовала, – больше 47 тысяч рублей. Иркутянка решила не отступать и потребовала от компании дополнительно выплатить неустойку, компенсацию за моральный ущерб, а также штраф за нарушение Закона о защите прав потребителей. Следующее судебное заседание назначено на 11 ноября.

В любом случае, даже выполнив требования людей, которые пойдут в суд, «Колымская» не останется в убытке. Ведь почти 100 тысяч полисов, около трети от всего портфеля, были аннулированы. Люди не получили того, что им было нужно. Вместо страховки остались с частью выплаченных денег наличными либо перешли в компанию с уставным капиталом 10 тысяч рублей, в которой полисы не защищены финансово. Между тем Центробанк не видит в этом нарушения прав клиентов «Колымской».

«Урегулирование отношений между страховщиком и страхователями осуществляется в пределах действующего законодательства, основания для применения мер надзорного реагирования не усматривается», – отвечает руководитель департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния на просьбу разобраться в ситуации.

 

Ольга Мутовина

Восточно-Сибирская правда

Категории:  Без предела
 
вверх