Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

«Открываем окно возможностей»

[24.11.2021 / 08:35]

Стратегический совет, созданный депутатами и правительством Иркутской области, займётся доработкой Стратегии развития региона. 17 ноября на сессии Законодательного собрания этот документ был принят в первом чтении, однако вызвал вопросы. Депутаты настаивали: нужно более чётко, по отраслям прописать основные экономические показатели, включить в стратегию отдельный блок по развитию здравоохранения, необходимо разработать программу взаимодействия с федеральным центром. Все предложения депутатов будут переданы в рабочие группы Стратегического совета, чтобы сформировать блок поправок ко второму чтению.

«Стратегия должна создать благополучные условия для жизни и закрепления населения в регионе», – сказал председатель правительства – первый заместитель губернатора Иркутской области Константин Зайцев, представляя 17 ноября документ на сессии. К 2036 году, согласно проекту, планируется на 30% снизить смертность, до 70% повысить долю граждан, занимающихся физкультурой и спортом. Сейчас в регионе большой объём аварийного жилья, при этом цены на квартиры довольно высокие, и это несмотря на серьёзный износ тепло- и электросетей и неразвитость дворовых и общественных территорий, дорог, аэропортов. Ценовая жилищная политика должна быть направлена на снижение стоимости квадратного метра одновременно с улучшением как самого качества жилья, так и инфраструктуры.

Стратегия предполагает реконструкцию 5 аэропортов в регионе, строительство нового аэропорта в Иркутске, нескольких обходов городов. К 2036 году ввод жилья вырастет до 1,6 млн кв. м, на 20% снизятся потери в теплосетях, протяжённость нормативных дорог увеличится в три раза. К 2036 году должны быть реконструированы и модернизированы 15 канализационно-очистных сооружений, 20 объектов инженерной защиты и берегоукрепления, 47 объектов утилизации, размещения и обезвреживания ТКО. В два раза должны быть снижены объёмы выбросов в атмосферу за счёт включения крупных городов региона в федеральную программу «Чистый воздух», на 15% сократятся сбросы в водоёмы. К 2036 году должен быть увеличен пакет стимулирующих льгот для инвесторов, в том числе на инфраструктурные затраты. В результате доля инвестиций в ВРП вырастет к 2036 году на 12%. Иркутская область поднимется в национальном рейтинге инвестклимата на 50 позиций. Если стратегия будет реализована к 2036 году, то ожидаются следующие результаты: численность населения региона прекратит стремительно сокращаться, продолжительность жизни увеличится с 69 до 82 лет, уровень бедности снизится с 18% до 9%, среднемесячная зарплата вырастет с 46 до 140 тысяч рублей. Рост ВРП прогнозируется в 2,2 раза, инвестиций в основной капитал – в 4 раза.

Как заявил Зайцев, депутатам представлен предварительный проект. Работа над реализацией стратегии будет продолжена в рамках Стратегического совета под сопредседательством спикера ЗС Александра Ведерникова и первого зама губернатора. Первое заседание совета состоялось накануне обсуждения проекта стратегии на сессии ЗС. У парламентариев накопилось достаточно вопросов к правительству. Однако даже критики отмечали, что стратегия необходима и то, что регион несколько лет жил без этого документа, – плохо.

Депутат Сергей Бренюк выразил желание, чтобы стратегия была обеспечена преемственностью власти, а руководители области были должны учитывать и ранее созданные документы. Вопрос парламентария вызвала средняя заработная плата к 2036 году – 140 тысяч рублей. Депутат напомнил, что рост может быть обеспечен как за счёт развития экономики, так и за счёт инфляционных процессов. Стратегический совет будет работать на постоянной основе и вносить коррективы в стратегию, подчеркнул Константин Зайцев. И это позволит сделать документ актуальным в любой момент времени.

Ввести в стратегию такой важный показатель, как динамика производительности труда, предложил депутат Александр Вепрев. «Этот показатель непосредственно связан с ВРП, нам необходимо показать, какая динамика прослеживается в экономике за счёт роста производительности труда, а какая – за счёт инфляции, – сказал депутат. – То же самое по заработной плате – какая доля будет связана с производительностью труда, а какая – с инфляцией?» Парламентарий обратил внимание ещё на один показатель проекта. Согласно стратегии, рост инвестиций к 2036 году составит до 1 трлн рублей. «Хотелось бы понимать направление инвестиций, – сказал Вепрев. – Отдельно – связанных с модернизацией существующих производств, отдельно – с созданием новых рабочих мест». Сейчас в области около 20% ВРП в экспортной продукции, этот показатель характеризует её конкурентоспособность, спрос на рынке. Парламентарий считает, что динамика этого показателя тоже должна быть отражена в проекте стратегии. Кроме того, для детальной картины основные показатели нужно вводить по каждой отрасли. Парламентарий привёл пример заработной платы. В добывающих отраслях она уже сейчас почти 140 тысяч рублей, а в других – существенно ниже. «Стратегия – это не только ответственность исполнительной власти, это задачи для бизнеса. И они действительно должны быть амбициозными и чётко сформулированными, – сказал Александр Вепрев. – Мы все должны понимать, в каком направлении нам двигаться». Вопросы, поставленные парламентарием, производственником, уже взяты в разработку Стратегическим советом, сообщил Константин Зайцев.

Однако депутаты отметили, что пока сырой стратегия выглядит и по социальным направлениям. «У вас в документе есть один показатель – увеличение продолжительности жизни до 82 лет, – сказала вице-спикер ЗС Лариса Егорова. – Сегодня мы смотрим на наш бюджет и ждём, что всё наладится. Но я думаю, если мы будем продолжать так двигаться дальше, это не позволит нам дожить до тех 69 лет, которые были в 2018 году. Как мы адаптировали нашу стратегию под ковидную историю?» Константин Зайцев считает, что коронавирус – временная проблема и невозможно планировать такие риски на срок более 10 лет. Однако Лариса Егорова настаивала, что острота пандемии – это действительно временный вопрос, но есть более широкий и важный – стратегия развития медицины в целом. «Если у нас будет из года в год сокращаться объём финансирования медицинской сферы, то никакая стратегия работать не будет, – подчеркнула она. – Где в стратегии прописано, что мы будем вкладывать в здравоохранение большие суммы, чем сегодня заложено в бюджете? Нужно эти поправки вносить обязательно».

Она также напомнила, что около года назад создавалась рабочая группа по развитию северных территорий, в частности Мамско-Чуйского района. Сейчас наработок от этой группы в стратегии нет. Этот вопрос обсуждался на заседаниях комитетов ЗС, и хочется, чтобы наработки были учтены в итоговом документе. Мнение о том, что северные территории нужно развивать, поддержал и депутат Сергей Бренюк. Константин Зайцев заявил, что готов принять все предложения от представителей Мамско-Чуйского района и обсудить их на Стратегическом совете.

«Стратегия жителям Иркутской области архинеобходима, – считает депутат Евгений Сарсенбаев. – Однако вопросы к документу есть. Всё-таки хотелось бы, чтобы в стратегии тему ковида и развития медицины отработали. Нужно актуализировать и проработать вопрос с очередями на жильё для сирот и малоимущих. Более детального и тщательного рассмотрения требует проблема распоряжения природными богатствами. То же самое – по развитию промышленности с привязкой к конкретным территориям, созданием рабочих мест, инфраструктурным направлением. Всё это должно сопровождаться согласованными плановыми цифрами. Нужны детально просчитанные меры поддержки малого и среднего бизнеса». Депутат считает, что в стратегии необходимо предусмотреть проект современной системы менеджмента исполнительной власти, прописать чётче вопросы демографии и трудоустройства молодёжи.

«Этот важный документ требует не общих фраз, это наши с вами люди, – сказал депутат Алексей Красноштанов. – Мы много лет говорим, что регион должен вернуться в федеральную повестку. Мы частично вернулись, Тулун построили. Но ни одной поликлиники, ни одной больницы не заложено ещё сверх этого. Мы понимаем, куда идём? Иркутская область – это Ковыкта, наш газоконденсатный, нефтяной комплексы. Мы получаем от них колоссальные средства, но и Российская Федерация получает от наших комплексов такие денежные средства, что нам даже и не снились. Разговоры идут о 300–400 миллиардах рублей в год. Что взамен получает Иркутская область? Крохи. По сравнению с теми регионами, которые имеют дотации федерального центра и развиваются». Алексей Красноштанов считает, что каждый губернатор оставил знаковый объект для Иркутска и Иркутской области. И сейчас при рассмотрении стратегии встаёт вопрос, какой объект или объекты будут оставлены региону администрацией Игоря Кобзева. «Хотелось бы получить какие-то ясные перспективы – что развивать, во что вкладываться и готов ли Иркутской области помогать федеральный центр», – сказал Красноштанов.

– Сегодня, принимая стратегию в первом чтении, мы открываем окно возможностей для того, чтобы все предложения, которые сейчас здесь прозвучали, были доформулированы до уровня поправок и мы бы заручились мнением нашего Стратегического совета, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Нам необходимо отшлифовать эти поправки и всем вместе консолидированно проголосовать за них во втором чтении. Но если сегодня мы не принимаем стратегию, то, значит, всё опять возвращаем на новый круг. Иначе Стратегический совет, сформированный совместно с правительством как совещательно-консультативный орган, не начнёт свою работу. И мы не сможем двигаться дальше.

Парламентарии принятии проект документа в первом чтении. Работа над ним продолжится в рамках Стратегического совета. «Сейчас по специальному электронному адресу мы принимаем предложения, будут созданы рабочие группы по основным разделам стратегии. Они начнут формировать поправки. Очень важно скоординировать между собой всех заинтересованных участников», – подчеркнул Ведерников.

 

Юлия Переломова

Восточно-Сибирская правда

Категории:  Законодательное собрание
 
вверх