Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Создать национального героя

[13.01.2022 / 13:32]

В Госдуме предложили создать национального героя в кинематографе. Для этого у нашей страны есть большой список, как реальных исторических личностей, так и вымышленных персонажей. Таким мнением в интервью радиостанции «Говорит Москва» поделилась первый зампред комитета ГД по культуре Елена Драпеко.

Депутат отметила, что у российского кино и мультипликации есть все предпосылки для того, чтобы конкурировать с западными аналогами.

– Американская героика влияет на наших детей. Но детям нужны сказки, нужны герои из этих сказок. Я хочу вам напомнить, что и Шарль Перро с его «Золушкой», и другие сказочники мировые, они тоже любимые сказочники наших детей. Вопрос, чему они учат? Или они учат добру, или они учат эгоизму, человеконенавистничеству. Я считаю, что наш российский кинематограф пытается соревноваться с американским в этой части. У нас появилось уже несколько фильмов, например, «Последний богатырь».

Я надеюсь, что нам удастся выйти на такой же уровень мастерства, каким владеют американские кинематографисты. Мы, конечно, отстали. Но сегодня и в техническом плане, и в творческом плане мы их догоняем. У нас богатая история. Она богата не только сказочными героями, но и подлинными, которые спасали Русь. У нас есть целая серия старых фильмов, советских. Я думаю, что надо вернуться к этой теме – созданию национального героя в кинематографе, – отметила Елена Драпеко.

Парламентарий добавила, что современным авторам не стоит снимать ремейки классических мультипликационных сказок и фильмов. По её мнению, такие проекты не бывают удачными, поэтому нужно создавать новый контент.

В Иркутске идею о национальном герое в отечественном кинематографе оценили настороженно.

Историк культуры, кандидат исторических наук, доцент ИГУ, член Союза художников России Яна Лисицина считает, что перед тем, как создавать национального героя, необходимо провести большую исследовательскую работу. В первую очередь нужно понять, кто для современных россиян может стать ценностным ориентиром.

– Сама по себе идея хорошая. Но как любая идея – это всего лишь представление в сознании, и это требуется как-то воплотить. Что такое герой? Герой – это некий образ, образец, который несет конкретные ценности, вызывает определенные эмоции у большей части населения. С его помощью люди понимают, что «вот это хорошо, вот это положительно, так должно быть, а вот так поступать нельзя». Но мы знаем, что в зависимости от исторического контекста, нравится это кому-то или нет, герои меняются. Например, в 90-е годы у нас был героем человек в малиновом пиджаке, с золотой цепью, у которого много шальных денег. Женский образ тяготел к персонажам низкой социальной ответственности. Потом ситуация изменилась, изменилось и понимание героя.

Второй момент. Кинематограф, в том числе и когда установилась советская власть, стал мощным способом донесения информации, трансляции основных идей, поскольку это вид искусства зрелищный, популярный и не требующий серьезной подготовки для восприятия. И сейчас видео зачастую преобладает над другими видами коммуникативного воздействия, люди отдают предпочтение именно фильмам и видеороликам в целом. Для понимания изобразительного искусства или классической музыки требуется специальная подготовка, достаточно широкий спектр знаний. Кино же сразу воздействует на все точки восприятия.

Огромная часть смотрибельного кино в России – это кино американское. Но возникает вопрос: а почему в вопросе героя мы должны именно на американцев равняться? Почему не брать в качестве примера кинематографический продукт других стран, который также популярен и интересен? Видимо, потому, что это ярко, интересно, зрелищно, блокбастеры нам дают именно американцы. Но это все же сценические эффекты, а мы сейчас рассматриваем вопрос духовной составляющей народа. Культуры России и США – разные по своей природе, каждая из них самодостаточна и имеет свой путь развития, поэтому калькировать американского героя на русский манер смысла нет.

Очевидно, что идея национального героя в именно кино логична, востребована и доступна широким слоям населения, и нам нужен такой герой. Но для начала требуется ответить на вопросы: «А кто у нас национальный герой сейчас?», «Кто представляет наше время здесь и сейчас?», «Какой он должен быть?» Можно, конечно, отделаться общими фразами, что герой должен быть добрый, сильный, а дальше что – так и будем перечислять хвалебные прилагательные? У нас много групп населения, и у каждой – свое понимание жизни, определенный уровень восприятия. И как сделать так, чтобы вот этот национальный герой угодил всей нации? Это сложно. Кроме того, нужна пропаганда этого образа, и зачастую это происходит в русле государственной политики, которая будет транслировать те или иные посылы, причем, как это свойственно системе, иногда достаточно директивно. И опять возникает сложность – люди могут возмутиться: «А чего это вы нам это навязываете?» Но с другой стороны, если все пустить по течению, то мы получим то, что было в 90-е, когда «героями» вдруг стали бандит и проститутка как наиболее успешные кадры, агрессивно встроившиеся в существующую реальность.

Разумеется, не должно быть так: «Вот вам святая фигура, давайте немедленно в нее уверуем». Образ должен проникать в души, в сердца. Это требует серьезной творческой работы, результат которой, с одной стороны, будет эффектным и зрелищным, а с другой – эмоционально и идейно наполненным.

Нужен научный подход, серьезные культурологические и социологические исследования, чтобы получить базу для создания продукта, который будет работать в масштабах страны. Нам нужно осознать и разработать что-то свое хотя бы потому, что выбор национального героя – мощный вклад в будущее: на этом образе будут вырастать новые поколения. А сейчас молодежь очень непростая: она развивается в век цифровых технологий, да еще и в условиях пандемии. Какой герой нужен нашим девочкам и мальчикам? Какие ценности важны? Ценность – вещь конвенциональная, которую можно спроектировать в образе, оформить, внедрить. Главное - понимать, что именно транслировать. Поэтому так важно не ошибиться в выборе, который повлияет на программу развития страны, – уверена Яна Лисицина.

Заместитель директора Иркутского областного кинофонда Елена Утробина убеждена, что в Госдуме родилось довольно странное предложение, поскольку героя нельзя создать вот так искусственно.

– Национального героя нельзя создать. Он должен появиться, родиться, случиться или придуматься как собирательный образ сам по себе – на волне каких-то событий, открытий, прорывов, новых идей и/или их воплощения. Нельзя собраться креативной группой из пяти человек и придумать за целую нацию ее героя, – отмечает Елена Утробина.

 

ИА Телеинформ

Категории:  Линия отрыва
 

Ага

--Например, в 90-е годы у нас был героем человек в малиновом пиджаке, с золотой цепью, у которого много шальных денег. Женский образ тяготел к персонажам низкой социальной ответственности. Потом ситуация изменилась, изменилось и понимание героя.--

Доцент ИГУ, нарисовавшая пропагандистскую книжку для "Сбера", в которой каждый ёжик и зайчик мечтает в "Сбере" занять денежек, откройте тайну (вы ж её, видимо, знаете) - НАСКОЛЬКО изменилось понимание героя? КТО, короче?.. Или ляпнула Лисицына не подумавши?

0 0

16.01.2022 20:20:19

думай думай

Ответ на сообщение - Ося

Ну, вот, дозрел и Ося, наконец, а то вздумал защищать 

тут чиновника Говорина, который из патриотизма великого построил  иркутянам казино, а диван Ветерану по его безответственности сгноили.

0 0

14.01.2022 20:18:54

Ося

Ответ на сообщение - мелковато мыслишь

 Когда чиновники начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли.

0 0

14.01.2022 8:54:36

мелковато мыслишь

Ответ на сообщение - Ося

Шире держи карман, Ося.

Как-то тут про героя, героизм, а тебе то диван, то бабло пилить. Мелко как-то, Ося...

0 0

13.01.2022 19:35:38

стремительный инжектор

Особенно явлены "доцентизмы" в последнем абзаце: Набор слов из запасов преподавательского жанра. Как всегда никакой конкретики. Так и хочется её  спросить- о чем вы, товарищ ?

0 1

13.01.2022 16:07:01

стремительный инжектор

//Историк культуры, кандидат исторических наук, доцент ИГУ, член Союза художников России Яна Лисицина считает, что перед тем, как создавать национального героя, необходимо провести большую исследовательскую работу. В первую очередь нужно понять, кто для современных россиян может стать ценностным ориентиром.//

Ох уж эти доценты ИГУ.... Сколько можно ссылаться на их, так называемый, авторитет. Имя им - легион. Вместе с пониманием национальных ориентиров. Возьмём, к примеру, Украину с её президентом....

0 0

13.01.2022 15:59:44

Ося

Ответ на сообщение - Ослик ИА

Это сколько ж бабла  распилить можно под это нужное дело .....

0 0

13.01.2022 15:18:37

Ослик ИА

А почему бы и нет ?

0 0

13.01.2022 15:06:10

вверх