Миграция в соцсетях и новые парадоксы политики
В начале марта иркутяне массово «переезжали» из Фейсбука в другие социальные сети. А писали – как обычно – о жизни несмотря ни на что и вопреки, о политике (куда ж без нее) и о мелочах, которые, как известно, и есть самое важное. Телеинформ подготовил очередной выпуск обзора иркутской колумнистики.
Волнующее и интересное
В свете известных событий Роскомнадзор в начале марта ограничил доступ к Фейсбуку в России. И блогеры начали переезд «из пункта А в пункт Б».
«О. Пробилась сюда. Несмотря на технические штуки, все равно сложно с ФБ.
Осматриваюсь в ВК. Там тихо, благодать, как было в до хреновое время.
Пожалуйста, не теряйте меня. Я очень скучаю», – к примеру, написала Яна Лисицина.
И подобными условно «прощальными» постами соцсеть пестрит с начала весны. Политизированный сегмент иркутского Фейсбука массово оставлял «явки-пароли» на телеграм-каналы и сдувал пыль с профилей ВКонтакте. Кто-то пессимистично предрекал крах всего, но были и оптимисты.
«Никогда бы не подумал, что из Инстаграма на мой канал в Телеграме подпишется больше людей, чем из Фейсбука», – недоумевал Александр Откидач.
«Все будет 36,6», – заявил Денис Гук, переезжая в Телеграм.
«А я знаю. Сейчас будут большой популярностью пользоваться рок-вечера. И поэтические встречи. И бард-фестивали. И спортивные, научные, культурные сообщества, и туристические места, и вообще мероприятия, где можно будет встретить единомышленников.
Людей, которые говорят с тобой на одном языке, и не подставят, и не сольют. Так было, и так опять будет. Да здравствуют свои», – написала Ника Песчинская.
Но и в Фейсбуке продолжилась жизнь, то ли вопреки, то ли еще почему. Вот, например, Александр Гимельштейн остался тверд и незыблем:
«Уважаемые френды и подписчики, до тех пор, пока есть инструменты, позволяющие пользоваться Фейсбуком, я продолжу свои активности в обычном режиме, хоть и в необычных обстоятельствах. Ни в какие другие социальные сети я не побегу, мне это скучно – так что ни ВКонтакте, ни в Telegram меня не ищите».
Елена Синева советует, как купировать приступ паники (паническую атаку):
«Паническая атака – состояние неконтролируемого страха, ужаса, паники, сопровождающееся рядом соматических симптомов (учащение ЧСС, повышение АД, холодные и владные конечности, головокружение, симптомы со стороны ЖКТ, ощущение удушья). Здесь же обычно присутствует ощущение деперсонализации, дереализации (это не со мной, я как будто со стороны на это смотрю), страх смерти. Длится весь этот цирк от 20 минут до 2 часов, сменяется слабостью, сонливостью. Как прекратить?
Я много работаю с паниками и убедилась, что киношные варианты (дышать в пакет, диафрагмальное дыхание) далеко не всегда работают. Настоящий, махровый паник уверен, что пакет собирается его задушить. А, чтобы научить его диафрагмальному дыханию, еще и удаленно, его надо поймать, снять с потолка по которому он бегает, усадить и успокоить – в общем, тоже не первая линия…Что точно работает у всех:
1. Дыхание через левую ноздрю. Просто закрыть правую пальцем или ваткой и минут десять подышать через левую. Скорее всего, она в этот момент не очень хорошо дышит – ничего, потихоньку. Дыхание через левую ноздрю активирует парасимпатический отдел нервной системы, что снизит ЧСС и АД и успокоит.
2. Громкое протяжное пение. Можно петь песню, можно мантру, можно просто звук «аааааааа». Это заставит дышать глубоко и подключать диафрагмальное дыхание непроизвольно, как следствие простимулируется блуждающий нерв и опять-таки активируется ПСоНС.
3. Странный, но тоже вполне рабочий способ – ритмичные сжатия-разжатия ануса. Доказано, что движения ануса (молчать, господа гусары) опять-таки активируют ПСоНС.
Способы 1 и 3 хороши тем, что их можно применять (не привлекая внимания санитаров) в любой социальной ситуации, а способ 2 может сыграть объединяющую роль (нам всем сейчас нервно, а давайте споем), но работают все три и практически без исключений. Медицинских противопоказаний ни к одному из них нет. Берегите себя».
Марина Луговская отстаивает свое право быть собой:
«Мне грустно, что обсуждения, связанные с внешней политикой страны, стали повсеместным трендом. Я лично не хочу. Я не хочу выражать свою политическую позицию, это мое дело, только мое. Я не свожусь как человек только лишь к своей политической позиции. Я не хочу терять людей на фоне межгосударственной розни. Я никого не баню и не буду банить. Я хочу дружить с теми, с кем дружила раньше, вне зависимости от того, с какой они стороны. Я вообще не хочу, чтобы все делились на стороны.
Я не занимаю инфантильную позицию. У меня есть мнение о происходящем, но я не хочу нести свое мнение впереди себя, как знамя. Я хочу отстоять другое свое право – спокойно писать о своей личной жизни и о своей работе, не оглядываясь, что подумают, прилично ли это сейчас. Черт побери, разговоры о личном в одночасье стали моветоном, так странно… Ну мы же все личности, как можно игнорировать личное! Мы не исчерпываемся гражданской позицией. Мы больше и разноплановей.
Я хочу писать здесь о том, что знаю и люблю – о красоте и стиле, о психологии и семье, о разном повседневном. Я в первую очередь человек, который выбрал своим путем помощь людям в трансформациях, внутренних и внешних. Я не хочу про политику. Позвольте мне остаться самой собой образца недельной давности.
Во мне намешано много кровей, славянская, польская, еврейская, украинская, турецкая. Моего папу в юности принимали за своего все – узбеки, кавказцы и т.д. и т.п. Каждый норовил заговорить с ним на своем языке. Внешность такая. Ничто в мире не отдельно, все связано.
Я родилась в столице донского казачества. Знаете, казачество – это особое состояние внутренней свободы. Так вот. Я буду писать, как и прежде, обо всем своем. Я не была диванным вирусологом и не буду диванным политологом. Позвольте же мне без риска для репутации писать только о своем о женском, а еще о профессиональном. Я не устраняюсь из общемировых процессов, просто отстаиваю свое право быть собой».
Мария Королева пишет:
«Первый раз за долгое время мне стало неуютно, что я одна. Не надо только, пожалуйста, говорить «у тебя же кот» и «у тебя же дочь». Дочь давно живет отдельно. Кот – если вы серьезно считаете, что с котом можно взаимодействовать равноценно с взрослым человеком – у меня для вас плохие новости и контакт хорошего доктора.
Если бы я жила с партнером/ мужем/сожителем – назовите, как хотите, вдвоем все равно не так [страшно].
Мне вот приснился ужасный-преужасный сон, я проснулась и боялась спать потом, таращилась целый час. А так бы я хоть ему в спину таращилась. И не пришлось бы вторую ночь со светом спать.
Ну и чисто практически же – когда вас двое, есть шансы, что хотя бы кто-то один не потеряет работу, сможет достать денег и поддержать другого. Мы все последнее время говорили, что объединяться для выживания больше не нужно, так а вот теперь как бы нужно. Наверное.
Первый раз за почти три года жизни сингл мне это не нравится.
Возможно, это все иллюзия. Возможно, у меня просто сгладились кошмары совместной жизни и остались только хорошие моменты. А на самом деле и слава богу что нет никого».
Михаил Дронов наблюдает:
«Количество катастрофических (русофобских и фейковых, естественно) фото и видеосвидетельств из зоны спецоперационных действий – огромно. Социальные сети, мировые СМИ – шокирующие репортажи. Пытаюсь смотреть иногда на все это хитро прищуренным имперским взглядом, разоблачать грандиозную очерняющую подделку…
…Но проклятая либерастическая компонента в мозгу зудит: «Это ж какой бюджет на имитацию боев и разрухи выделен?! Сколько голливудов одновременно трудится не покладая рук, имитируя Апокалипсис?!»
А Кирилл Бакуркин размышляет:
«Интересно, а Netflix уже купила права на сериал о Зеленском? Отбросив моральные оценки его деятельности (лично мне он неприятен – все (его типаж) выдает в нем избалованного жизнью ребенка), всякое приятие и неприятие, стоит сказать, что ход и события его жизни пока самые интересные из всех возможных в новом, нашем веке.
Ребят, ну комик стал президентом. Это не Рональд Рейган, хотя наверняка Зеленский его брал в пример и много о нем думал. Тут если разложить жизнь Зеленского, получается эпос. Но этот комик когда-то выступал перед Путиным, снимался в Российских фильмах (тут в сценарии должна быть его любовь с русской актрисой, которую потом в 2023 году увозят в GULAG), потом он сам сыграл в сериале про президента, который, в сущности, и сделал его президентом.
То есть, вы только подумайте, как это грандиозно – чистая голливудчина из головы сценариста (ох, тут должны быть сцены спора Зеленского со сценаристами – это, прям, ключ сериала) вдруг накрыла страну. Да Пелевин со своими фантазиями – курит. Попытка натянуть сериал о президенте на жизнь президента (да, сову на глобус, и сова рвется закономерно).
И на экране мы видим, что к власти пришел нормальный миролюбивый человек. Он, собственно, на этом и избрался. Но «голубь» среди «ястребов», чтобы выжить, должен стать еще большим ястребом. В сущности, человек по ходу действия сериала перерождается (и переобувается), минимум, три раза. Но дело в том, как это снять.
Это может быть совершенно убойный сериал о том, как «шут хлебнул тирании и стал королем», приняв атлантические ценности, и это может быть сериал о том, как слабый человек, пытаясь стать сильным, по целому ряду причин попал не туда, куда ему было надо, и все испортил.
В любом случае – это золотой и злой сюжет».
Политика, физика и лирика
Колумнист ИТГ Сергей Шмидт свою новую колонку посвятил политической гибридности и новым парадоксам.
«Никого, на всякий случай, не поздравляю, просто сообщаю, что список российских парадоксов может пополниться новым пунктом. Напомню типичные примеры из списка. Прямой политический преемник отца русской демократии Бориса Ельцина освободил страну от ельцинизма и демократии. Любимый ученик легендарного и образцово-показательного демократа Анатолия Собчака, в свое время делом, а не словом подтвердивший свою преданность учителю, пошел в чуть ли не крестовый поход на Запад и повел за собой Россию. Теперь нам засветило еще одно чудо чудесное. Либеральную экономику и свободу для бизнеса, о необходимости которых говорили что системные либералы, что несистемные оппозиционеры, Россия может получить в условиях времени, которое я, уважая чувства Роскомнадзора, аккуратно назову временем «немирным». По крайней мере Верховный главнокомандующий позавчера пообещал это девочкам из «Аэрофлота». Цитирую дословно: «Я считаю, что в тех условиях, в которых мы сейчас находимся, выходом может быть только одно – максимальная экономическая свобода для людей, которые занимаются бизнесом». Кто это сказал? Это сказал четырежды президент Российской Федерации, десять дней назад то ли направивший ручного черного лебедя в самое средоточие мировой политики, то ли самолично ворвавшийся туда верхом на черном лебеде.
…XXI век на дворе – век гибридности. Все названное в одном ряду с какими-нибудь православными коммунистами или казнокрадами-патриотами. Ни те, ни другие уже давно никого не удивляют».
Но гибридность гибридностью, а пищу духовную никто не отменял. С начала марта у Влада Толстова вышло три обзора книжных новинок.
В одном из них можно узнать, что свеженького написали иностранные авторы. Там и одна из самых поразительных антиклерикальных книг, которые когда-либо приходилось читать Толстову, и гибрид (да, снова гибриды) триллера, семейной драмы и психологической прозы, плюс камерный детектив с убийством в отеле, добротный ромком с предсказуемыми сюжетными твистами и роман взросления в эпоху королевы Виктории.
Другой обзор посвящен 8 Марта, и в нем – книги женщин, о женщинах и для женщин. Влад Толстов предлагает нам почитать биографию трех сестер Сун, которым суждено было стать самыми влиятельными женщинами китайской новейшей истории, и исследование о куклах – какие отличия у кукол, сделанных в разные эпохи, различными народами, в традиции определенных религиозных, культурных особенностей, наконец, из разных материалов. Есть «хороший такой добрый роман «просто о людях», о необычных отношениях и историях из жизни», «рабочая тетрадь по личным финансам», позволяющая в популярной форме разобраться с тем, как сохранить и по возможности приумножить свои деньги, сборник интервью с волонтерами и врачами, работавшими в «красной зоне» ковидных госпиталей, и сборник лекций Александры Барковой по истории русской литературы – «От олдового Нестора до нестарых Олди».
Третья подборка книжных новинок включает в себя остросюжетную прозу. Вот, например, детектив пополам с психологической прозой от автора «Девушки в поезде» Полы Хокинс, 16-й роман из цикла о пожилом инспекторе Армане Гамаше от Луизы Пенни, добротный крепкий мистический исторический триллер о «Британике» про катастрофы в открытом море и мистику. Есть любопытный роман о том, как «во французских Альпах в горном лагере застряла команда сноубордистов, снежный буран, они все друзья юности и их объединяет общая трагедия – одна из сноубордисток десять лет назад бесследно исчезла в разгар подготовки к соревнованиям» и круто завернутый сюжет, как будто взятый напрокат из сериала «Черное зеркало» – там и международные хакеры, и люди со сверхспособностями, и так далее. Плюс новая книга Хосе Карлоса Сомозы: «это не детектив в его привычном понимании – в «Кларе и тени» можно увидеть и фантастику, и социальную сатиру, и развернутую философскую метафору, и даже обвинения в адрес капиталистической системы, заставляющей живых людей работать «картинами». Но прежде всего это просто великолепно и занимательно придуманный и написанный роман».
В традиционном кинообзоре Телеинформа можно почитать о мартовских премьерах. На всякий случай напомним, что голливудские кинокомпании Disney, Warner Bros., Sony, Paramount и Universal отменили релизы своих фильмах на территории России. На фоне отмены показов «Соника 2 в кино» и «Бэтмена» Мэтта Ривза прокатчик российских фильмов «Централ партнершип» (ЦПШ) пересмотрит график премьер отечественных фильмов и выпустит раньше те, которые будет возможно. Так, в повторный прокат вернут успешные российские фильмы, в том числе «Батю», «Движение вверх» и самый кассовый российский фильм – «Холоп». По словам Верещагина, такой ход поможет кинотеатрам «удержаться на плаву». Ну и плюс нас ждут несколько отечественных киноновинок.
А в свежем выпуске обзора «Сибирь, Байкал, Иркутск в зеркале мировых СМИ» на сайте Телеинформа – сюжеты о том, что ЮНЕСКО приостановило инспекцию на Байкале, как поляк не смог второй раз завершить скоростное пересечение замерзшего озера, и почему в самом холодном городе так холодно.
Мария Маякова
ИА Телеинформ