Идеальный иркутянин
На этой неделе иркутские колумнисты и блогеры искали идеалы, задумывались о скоротечности времени, иронизировали по поводу нечистых на руку чиновников и размышляли о глупости как основе конспирологии и о советских радиаторах. Телеинформ подготовил свежий выпуск обзоров иркутской колумнистики.
Волнующее и интересное
Есть расхожая фраза: «Идеал недостижим». Относиться к ней можно по-разному: кто-то пожмет плечами и смирится, а кто-то начнет этот идеал упорно искать, пусть даже и безуспешно. Колумнисту ИТГ Сергею Шмидту в этот раз, похоже, удалось найти идеального иркутянина.
«Ехал я в минувшую пятницу в такси. Из пункта А. в пункт Б. славного города И. Поскольку вечером мне предстояла некоторая коммуникация с иркутским градоначальством, я спросил таксиста: «Ну и как, лучше стало с этим вот дорожным переустройством? Говорите, как есть. Сегодня вечером увижу тех, кто все это затеял, расскажу, что народ говорит».
Напомню, что «народ» у нас теперь это либо френд-лента в аккаунте, либо таксисты. Другого «народа» у нас для нас теперь нет. Сказать по правде, не собирался я ничего транслировать градоначальству. Ибо реакцию любого иркутянина на любое строительство и переустроительство я могу предсказать заранее. И ничего хорошего для начальства в таких реакциях не бывает.
Таксист звук притушил. И выдал на мой вопрос совершенно неожиданный ответ. Вместо привычного иркутского возмущенного нытья или ноющего возмущения я услышал короткое резюме: «Не знаю еще. Поживем, поездим, посмотрим!»
«Обалдеть! – вскричал я, – я слышал легенду об идеальном иркутянине, о том, что где-то в Иркутске живет человек, который не торопится с ответами на все вопросы, более того, предпочитает дождаться накопления какого-то практического опыта, а только потом делает выводы. Но я не верил, что такой человек на самом деле существует. Так это вы?»
Таксист посмотрел на меня как на полоумного. Впрочем, людей этой профессии полоумием и полоумными не удивить, поэтому можно сказать, что просто посмотрел молча. И молча довез до места. Но я-то убедился, что идеальный иркутянин не просто существует, я его даже видел и слышал, поэтому и рассказал о нем повесть, а не пересказал легенду».
А в соцсетях Михаил Дронов развивает тему глупости (и конспирологии).
«Что касается сектантов-конспирологов (в т.ч. и на самой верхушке власти), вдруг – очень простое соображение: а, возможно, и не надо ломать голову над долгоживучестью их концепций. Они просто дураки – не умеющие понимать причинно-следственных связей. Так, если олигофрену, лезущему ножницами чинить необесточенную розетку, сказать: «Будет бо-бо!» – он потом начнет тебя же и обвинять, что ты все подстроил. А ты просто знал, как физический мир устроен.
…Точно так же, читая сегодня весь бред про «геополитические договорняки», мы видим следы умственной отсталости спикеров: они принимают логичные (или, по крайней мере, высоковероятные) следствия из ранешних действий – за козни Мировой Иблисозакулисы.
Блин. Я лично в конце февраля (когда еще можно было без уголовных последствий публиковать многое) почти точно спрогнозировал в соцсетях те итоги, к которым мы приходим к концу года (надо мной еще ржали многие – и ультрапатриоты, и либерасты). Но это ж не значит, что я на прямой секретной связи с Тайным Мировым правительством. Я просто более-менее умею думать.
PS. Другой вопрос, что конспирология – это не только глупость, пристрастие к ней еще и психологически объяснимая вещь (комплексы из травмирующего детства, синдромы заложника и остаточные следы архаичного религиозного миросозерцания, богатая тема для анализа). Одно другого не исключает. Но первична – глупость все-таки, полагаю».
Ну и кстати о глупости. Одна из главных тем недели – арест уже второго министра здравоохранения Иркутской области. На этот раз в поле зрения правоохранительных органов попал Яков Сандаков, возглавлявший профильное министерство в 2020-2021 годах. Иркутяне отреагировали с иронией.
«Вот не везет Иркутску и области на министров здравоохранения, то балбес, то сапог, то вообще из министерского портфеля семейный бизнес делают, а тут думали, почти нормальный, а он по-крупному, оказывается, залетел, птенчик московский. Пора, ребята, пора Иркутск переименовать из «Города падающих самолетов» в «Город падающих (или лучше сидящих) министров здравоохранения». Круто же», – написал иркутянин Евгений Васильев.
А Алексей Черкашин добавил иронично:
«Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области объявляет конкурс на должность министра здравоохранения Иркутской области».
Физика и лирика
Но отвлечемся от чиновников и почитаем что-нибудь. В меню «что-нибудь» у Влада Толстова на этот раз – темы, волнующие людей. Одна из книг посвящена роли плавания в жизни обычного человека, другая – криминализации молодежи. Есть воспоминания битломана о закулисной жизни шоу-бизнеса и о том, как работает гигантская индустрия, обслуживающая фанатов Beatles, очерк современного состояния высшей школы и академического пространства. И новая книга от автора знаменитого Стенфордского тюремного эксперимента – о том, почему хорошие люди превращаются в злодеев.
Другой обзор посвящен отечественной литературе: вот – новый роман Водолазкина, вот – пересказ эпоса о Гильгамеше. Издательство «Центрполиграф» продолжает благородную миссию переиздания литературного наследия писателя дореволюционной поры Николая Александровича Лейкина, чьи книги после революции не издавались. Есть также сборник рассказов о том, чем приходится заниматься частному сыщику, специфический эксперимент со стилем, языком и сюжетными построениями в духе Борхеса и Кортасара, а также роман про бизнес и государственных служащих.
В соцсетях – пятиминутка большой науки. Сергей Язев рассказывает о начале «американского возвращения на Луну».
«Наконец это произошло. В США стартовала миссия «Артемида-1». С мыса Канаверал после нескольких задержек стартовала ракета сверхтяжелого класса SLS с беспилотным космическим кораблем «Орион». Запуск прошел успешно, и корабль «Орион» лег на курс к Луне. Корабль должен выйти на окололунную орбиту, и после выполнения программы полета он отправится к Земле, чтобы совершить парашютный спуск и приводниться в океане.
На сегодняшний день ракета SLS является самой мощной действующей ракетой в мире. В варианте «Блок-1», который реализован 16 ноября, ракета способна поднять на низкую околоземную орбиту 95 тонн груза. В перспективе (вариант «Блок-2» с альтернативной более мощной второй ступенью) грузоподъемность поднимется до 130 тонн. Корабль «Орион» весом более 25 тонн несет на борту два манекена с датчиками, регистрирующими уровень радиации, несколько биологических объектов и прочее оборудование.
Американцы называют ракету двухступенчатой (в России сказали бы, что тут три ступени). К центральному блоку (первая ступень с точки зрения инженеров США) диаметром 8,4 м по бокам прицеплены два твердотопливных ускорителя (блоки первой ступени с точки зрения российских инженеров). Эта сверхмощная система вывела на орбиту вторую ступень вместе с кораблем. Двигательная установка второй ступени разогнала «Орион» до второй космической скорости, отправила его к Луне и отделилась. В настоящее время «Орион» идет к Луне.
Стоимость миссии запредельна. Приводятся разные оценки – с учетом двенадцатилетней разработки и без нее. Генеральный инспектор НАСА сообщал, что затраты на миссию «Артемида-1» составляют 4,1 млрд долларов, в том числе на одноразовую ракету SLS – 2,2 млрд долларов и на корабль «Орион» – 1 млрд долларов. Можно заметить, что только затраты на одну ракету с кораблем превышают годовой бюджет «Роскосмоса». Это, конечно, первый полет, поэтому он самый дорогой, – сюда входят и затраты на наземную инфраструктуру, и на много чего еще. Сообщается, что штатная стоимость одной ракеты SLS должна выйти на 1,6 млрд долларов, а в перспективе при налаженном производстве – на 800 млн
Ракета стартовала впервые и отработала успешно. Основной ее разработчик и изготовитель – компания «Боинг». Теперь взгляды наблюдателей и комментаторов прикованы к кораблю «Орион». Согласно плану полета, после работы на орбите вокруг Луны, он должен вернуться 11 декабря. Программа «Артемида» началась».
Кирилл Бакуркин вглядывается в скриншоты из «Сталкера» и отмечает неожиданное.
«Появились фотографии из здания Агропрома новой бродилки «Сталкер». Первым делом, конечно, надо отметить пластинчатый радиатор, который делали, в том числе, и на Братском заводе отопительного оборудования. Лень смотреть, как выглядит здание, но одного такого радиатора на такой лестничный проем мало (ну, по сибирским меркам, конечно). И я о чем? Я о том, что если у кого дома такие радиаторы есть – меняйте, прям, завтра же. Свой срок/ресурс они выслужили уже 10-15 лет назад. Наверное, это интересная игра, если там есть пластинчатые радиаторы… Может быть, в подвалах еще и теплоузлы какие-нибудь имеются, интересно посмотреть…»
А Денис Гук задумывается о скоротечности всего на примере пчел.
«У папы была пасека под 50 семей. Врач-психиатр в девяностых случайно поймал на огороде рой, нашли в соседней деревне улей, посадили их туда. Все разрослось до серьезных масштабов и заставленных флягами меда сараев, на которые я, продавая его у Жердовки на трассе, купил все самые невероятные вещи подростка девяностых. Музыкальный центр Sony, видеокамеру Sony… В две тысячи восьмом папы не стало. Уже весной две тысячи девятого из омшаника я с мамой вытащил только три выживших семьи из пятидесяти. И в этот же сезон мама их продала, поскольку следить за ними было некому. Это микронный частный пример того, как почти мгновенно схлапываются целые вселенные. Сейчас вместо пасеки трава по пояс, да кусты облепихи со смородиной. И это четырнадцать лет. А что будет через двадцать, пятьдесят?..»
Обзор подготовила Мария Маякова
ИА Телеинформ