Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Дебандеризация, Достоевский и дворники

[11.12.2022 / 09:43]

В начале декабря иркутяне писали о политике большой и малой, детских помыслах и мотивации дворников. Телеинформ подготовил свежий выпуск обзоров иркутской колумнистики.

 

Волнующее и интересное

 

Колумнист ИТГ Сергей Шмидт на этой неделе поделился наблюдением за «красными» оттенками митингов. В начале декабря иркутские коммунисты провели несанкционированное мероприятие, на котором экс-губернатор региона Левченко сыпал хлесткими фразами против НАТО.

«Не буду скрывать, что каждый раз, когда я вижу в Иркутске мероприятие наших коммунистов, особенно, если оно против НАТО, Бандеры, «пятой колонны» и т.п., я всегда стараюсь различить в стоячем президиуме (вокруг С. Г. Левченко) или среди немногочисленных участников хотя бы одного представителя иркутской либеральной тусовки, которые годами, если не десятилетиями сотрудничали с КПРФ, всячески помогали Сергею Георгиевичу избраться губернатором в 2015 году, а потом все четыре с небольшим года его губернаторства отзывались, кто хрюканьем, кто гавканьем, на любое критическое замечание в его адрес. И практически никогда никого не нахожу.

Я понимаю, что кто-то сейчас в Европах, кто-то в Грузии, кто-то в других политических убежищах для эмигрантов. Лишний раз скажу, что я никогда не поддерживал и не собираюсь поддерживать репрессивные действия нашей родненькой государственности, которые заставили их уехать. Но ведь многие никуда не уезжали, борются с режимом в социальных сетях, быть может, не с таким задором, как непосредственно после 24 февраля, когда Кремль своим эпическим выстрелом в Украину и в собственный организм дал оппозиции мощный шанс и надежды, но борются.

Почему бы не прийти не поддержать давнего политического коллегу в его неравной борьбе с НАТО, Бандерой или, как сейчас, с городскими властями? Раньше некоторых можно было увидеть на отдалении от КПРФовских бабушек – типа фотографирующих для СМИ, в которых трудятся – а сейчас нет вообще никого. Так-то это было бы красивым дополнением ко всяческим теориям политической гибридности – поборники европейских ценностей, адепты рынка, демократии и прав человека, в одном ряду с коммунистами против НАТО и Бандеры.

Коммунистов, обострившихся против НАТО с Бандерой я не совсем понимаю. На носу выборы в Законодательное собрание Иркутской области. По всем правилам политической борьбы политические силы должны всячески подчеркивать свою уникальность, дабы стать заметными не только для своих, но и для т.н. «колеблющихся» избирателей. КПРФ же предпочитает сливаться с повесточкой Кремля и государственных телеканалов. Почему? Зачем? Кто ж вас заметит, если вы ничем не отличаетесь?»

В соцсетях Михаил Дронов тоже пишет об актуальных событиях, проводя интересные параллели.

«Уже говорил где-то – на самом деле, вся текущая история про дряхлого студента Родиона Русскомирова и гарну дивчину-процентщицу – это Достоевский в чистом виде: страдание души, решающей «тварь ли я дрожащая – или право имею?!» И вдруг обнаруживающей себя героем не экзистенциальной драмы, а банального детектива.

Если вспомнить великий текст, то становится понятно: бедный студент ведь вообще не заморачивался правовыми аспектами своего деяния.

Грубо говоря, он «провел внутри себя референдум, на котором было постановлено: действующие в окружающей Российской Империи уголовные уложения – его не касаются, к нему не применимы». Правда, следак Порфирий Порфирьевич и остальные пафоса этого решения то ли не знали, то ли не прочувствовали, досадно. И призвали студиозуса к ответу, в соответствии со своей мелкой и пошлой правовой логикой. Федор Михайлович вот именно этой фазе – «перехода психотриллера в детектив» – внимания уделяет мало, увы. Но, на самом деле, Достыч не виноват: он ведь просто надеялся, что и так достаточно, чтобы сделать мир и русских людей – лучше…

И я, на месте великого писателя, конечно больше внимания уделил бы вообще природе права, осознанию его. Что есть некое «высшее право» (про тварей дрожащих, царствующее в индивидуальных субъективных Вселенных каждого из нас), а есть право – как интерсубьективная материя, предмет договоренностей и традиций: ну вот нельзя гарных старушек по голове топориком – взяли однажды люди, да и решили между собой (пусть это и пошлая глупость). И в идеале – одновременно гармонично руководствоваться и божественно данным правом «не быть тварью», и правилами-уложениями УК Российской Империи, мир праху ее.

Ничего, в ближайшие годы допишем книжку, на более масштабном материале».

И еще один пост на тему политики, но уже региональной – у Александра Откидача.

«В 2023 году нас ждут очень «горячие» выборы в Законодательное собрание Иркутской области. Одну половину этого органа займут депутаты-списочники. По бюллетеням у вас будет возможность проголосовать за партию. И первые лица этих партий и станут депутатами. Вторую половину депутатов мы с вами будем выбирать напрямую голосуя за того или другого. Чем выше явка – тем честнее результат.

 

Почему эти выборы будут «горячие» на мой взгляд:

1. Сытые годы прошли, давайте по-честному, а голодные голосуют чуть чаще и чуть вдумчивее.

 

2. СВО затягивается и никто не знает как и когда она закончится. А это, согласитесь, достаточно серьезные вызовы для всей страны по всем фронтам.

 

3. В Иркутской области маячит реформа местного самоуправления. Там есть и плюсы и минусы, и все достаточно серьезные.

 

4. Тема дифференцированного тарифа будет на слуху еще долго

 

5. В воздухе пахнет переменами, а в любые перемены лучше быть поближе к власти. Поэтому конкуренция среди народных избранников будет выше. А где конкуренция, там всегда горячо».

 

Физика и лирика

 

Но отвлечемся от политики. Тем более что Влад Толстов давно подготовил для нас несколько обзоров литературных новинок. В одной подборке – книги о людях. Можно почитать о природе власти: в книге три героя ведут непрерывные беседы, рассказывают притчи, обсуждают «вечные» вопросы, а попутно совершают такие интересные «заходы» в экономику, историю, философию, теорию управления, геополитику. Есть автобиография – «история одного немца», законопослушного и богобоязненного, совершенно аполитичного, который никогда не был нацистом, но с его молчаливого согласия и произошли все ужасы нацистского режима. Есть даже первая научная биография Карла Маркса и сборник лекций Хорхе Луиса Борхеса.

Другой обзор посвящен новинкам иностранной прозы. Там можно почитать про исландский «мифологический реализм», многомерный роман о психотерапевте, образчик «литературы для цыпочек» и отмеченная европейскими наградами реальная история из жизни Нотомба, крупного бельгийского дипломата, скончавшегося в 2020 году. Кроме того, в подборке есть идеальный триллер, рецепт которого Влад Толстов анонсирует так: «ничего не подозревающим героям нужно создать как можно больше проблем, которые вызывают поистине животный страх. А поместить все это необходимо в невероятной красоты обстановку - лазурный бассейн, вечера, пропитанные вином, и сияющая роскошь».

А на сайте Телеинформа – декабрьский обзор киноновинок. В последнем месяце года нас ждет эрзац блокбастера с Томом Крузом, вышедшее еще в феврале фэнтези с Энди Гарсией и Меган Фокс, а также французский ремейк культовой «Игрушки» с Пьером Ришаром.

Кроме того, для сторонников российского кино есть драма с Дмитрием Нагиевым, напоминающая чем-то «Выжившего» и «Изгоя», полнометражный сиквел сериала «Бывшие» и пара новогодних картин.

Тем временем в соцсетях Сергей Язев продолжает приобщать нас к миру большого космоса и анонсирует возвращение «Ориона».

«В НАСА сообщили, что завершающий маневр «Ориона» успешно выполнен. Теперь корабль вышел на траекторию полета к Земле. Посадка ожидается в воскресенье, 11 декабря».

Кирилл Бакуркин задается экзистенциальными вопросами из детства.

«Яркое воспоминание детства – два национальных певца Кола Бельды и Полад Бюль-бюль Оглы. В детском сознании они сплелись воедино в Кола Оглы Кола Бюль-бюль. Казалось, что у певцов, как у циркачей должны быть звучные, аттракционные и непонятные имена и фамилии типа Абрикос Алмазов. В этом была какая-то загадка, магия и взрослая тайна, поскольку у других певцов были нормальные имена и фамилии. Ну, почти. И они как-то сосуществовали в одном телевизоре. Но, спрашивается, как могут жить вместе Юрий Богатиков и Кола Бельды Оглы Бюль-бюль? О чем они говорят, когда встречаются? Сборят ли друг друга или вместе одного Льва Лещенко? Кто сильнее пинается и дальше плюет? Есть ли у них велик, например и собака?»

А Яна Лисицина пишет о мотивации дворников в эпоху пост-постмодерна.

«шла утром в мастерскую. Холодно, даже шубку надела. А ночью снег валил и ветер выл, я слышала, когда окно закрывала, даже щель не стала оставлять – а ну как нанесет снегу на герань.

Иду себе, ежусь, вижу – велосипед стоит. А что такого, у нас нынче модные люди и наемные мигранты на великах гоняют по холодку, то ли для здоровья хорошо, то ли против здоровья, в эпоху пост-постмодерна мотивация – вещь интимная.

Оператор велосипеда находился неподалеку: сосредоточенно разгонял снег гудящей машинкой. К седлу велосипеда были приторочены какие-то палки, возможно, метла и кирка, но невостребованные, ибо для слабаков. Разгонять выпавший снег пылесосом, чтобы обнажился блестящий лед, прекрасная скользкая наледь, изумительный каток для пешехода – вот это по-настоящему ценный вклад в сложнопроходимые улицы, дворы и переулки города. Сыпать песок, выдалбливать наледь, чистить до асфальта – по-видимому, дурной тон и плохое воспитание, а мы тут все интеллигенты в жабо.

Была какая-то призрачная надежда, что, возможно, снег сам собой утрамбуется и станет ходить немного легче, но ее сдул пылесос. Впрочем, это все-таки фантазия, причем опасная, потому что снег может просто прикрывать опасную наледь, и наивный человек, шагнув, поскользнется и упадет, и расшибется, не заметив опасности. С наледью же бороться смысла нет – все равно весной растает, проблема рассосется сама собой, к чему усилия и траты в рамках городского благоустройства.

Продумав все это, я испытала горячую благодарность к дворникомигранту и его пылесосу, обнажающему реальность, и, согнув колени, растопырила руки для равновесия, и мелкими бисерными шажками пошаркала по льду. Рядом со мной уткой шкандыбала старушечка и какой-то важный дядечка, возможно, начальствующий чиновник. Впрочем, чего это я, начальники не шкандыбают».

 

Обзор подготовила Мария Маякова

ИА Телеинформ

Категории:  Колумнисты
 
вверх