Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Можно ли перестать быть иноагентом?

[21.02.2023 / 10:14]

В последний год в России постоянно пополняются списки иноагентов, а некоторые иркутяне, в том числе Алексей Петров*, попали в него еще раньше. При этом с 1 декабря 2022 года в силу вступил закон, официально регламентирующий этот статус. Юрист Юлия Саенко изучила его и рассказала, что там есть нормы, позволяющие избавиться от статуса иноагента. Однако, по словам Алексея Петрова, эти нормы не работают.

 

Юлия Саенко рассказала, кто может получить статус иноагента и какие нормы закона могут позволить от него избавиться:

– Законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» определено, что иноагентами могут быть признаны лица как получившие поддержку от иностранных источников, перечень которых является открытым, так и те, кто находится под иностранным влиянием в иных формах. При этом перечень конкретных форм иностранного влияния не является закрытым. Оно может быть выражено как в форме предоставления денежных средств, оказания организационно-методической или научно-технической помощи, так и в иных формах.

Следующий критерий, которому должен отвечать иноагент, – это определенный вид деятельности, который осуществляет лицо, находящееся под иностранным влиянием. К ним законодатель отнес: политическую деятельность в определенных сферах и формах, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности России или финансирование такой деятельности, а также распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов или финансирование такой деятельности.

Закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, содержит основные положения о государственном контроле за деятельностью иноагентов, в том числе об основаниях и сроках проведения плановых и внеплановых проверок, права проверяющих и проверяемых. Определено, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год, неплановые – проводятся незамедлительно при поступлении информации:

а) о лице, не включенном в реестр, но осуществляющем деятельность иностранного агента;

б) об иных нарушениях законодательства об иностранных агентах;

в) в случае, если от иностранного агента поступило заявление об исключении его из реестра при наличии к тому оснований.

 

Основания исключения из реестра условно можно поделить на две группы.

Первая группа – так называемые «естественные причины» исключения из реестра. К ним относятся: смерть гражданина; ликвидация юридического лица; прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица.

 

Ко второй группе относятся основания исключения из реестра, требующие проведения внеплановой проверки уполномоченного органа в случаях:

- если в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, лицо не получало от иностранных источников денежные средства и (или) иную поддержку;

 

- если в отношении лица, ранее исключавшегося из реестра, установлено, что это лицо в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении его из реестра, не получало от иностранных источников денежные средства и (или) иную поддержку;

 

- если иноагент не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника и возвратил их иностранному источнику, от которого они были получены, а также не получал от иностранного источника помощь в иных формах.

 

Учитывая, что статус «иноагента» не присваивается пожизненно, для лиц, включенных в реестр, следует знать процедуру исключения из него, включая сроки рассмотрения вопроса.

Федеральный закон гласит, что если от иностранного агента поступило заявление об исключении его из реестра, уполномоченный орган обязан незамедлительно провести внеплановую проверку. Со дня получения заявления об исключении из реестра на проведение проверки уполномоченному органу отводится 60 календарных дней. Для физического лица, впервые включенного в реестр, срок на принятие решения уполномоченным органом сокращен до 30 рабочих дней.

Отмечу, что в относительно недалеком прошлом в ходу были такие понятия как «враг народа», «классовый враг» и так далее. Вероятно, именно с этим связано, что на каком-то «генно-интуитивном» уровне некоторые люди стали ассоциировать с ними «иноагентов», что в корне неправильно.

Полагаю, что этот закон и последовавшее за ним постановление правительства объективно требуют доработки, и не только в вопросах сроков и процедуры проведения проверок. В существующих редакциях они вызывают больше вопросов, чем ответов, что может привести к ошибкам и, как следствие, к несправедливому «заклеймению» некоторых граждан. Так, например, нет ответа на вопрос: если гражданин сегодня признан иноагентом, то почему не устанавливается в интересах какого именно государства он действует? Ответ, как мне кажется, во-первых, даст некоторое объяснение, насколько справедливо было принято решение о включение лица в реестр. Во-вторых, установление этого обстоятельства, на мой взгляд, позволит более эффективно осуществлять контроль за деятельностью иноагентов.

 

Историк, кандидат политических наук Алексей Петров* рассказал о своем опыте борьбы со статусом иноагента:

 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ПЕТРОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ПЕТРОВА АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА (18+)

 

– Перестать быть иноагентом сейчас невозможно. Государство делит людей на своих/чужих, наших/не наших, причем делит эмоционально, мягко говоря, не понимая, а тех ли включает в тот список.

Политики – да, они критикуют власть, и для них это как ответная пуля. Когда человек идет в политику, он предполагает, что ему зеленую дорожку никто стелить не будет.

Вторая группа – журналисты, для них это фактически запрет на профессию. Сначала государство их учит, говорит о творчестве, а потом приходит и «дает взад»: писать ты будешь то, что я скажу, иначе ты – иноагент. Что это?

Третья группа – люди творчества и литературы, их оборачивают в бумагу и ставят на одну полочку с людьми разных сексуальных предпочтений. Открываешь книгу – на самом деле ты смотришь в замочную скважину.

Поэтому закон живет своей жизнью, а люди, которые принимают решение и вносят людей в список, – своей. И эти жизни, к сожалению, не пересекаются.

Если говорить обо мне лично, то я уже несколько раз подавал заявление на выход, и несколько раз получал разные ответы, порой такие нелепые, что возникает вопрос – а читает ли их тот, кто подписывает письмо. Ответ на мое декабрьское (2022) заявление звучит, что Минюст решил подумать. У него есть на это 90 дней. Но я не строю иллюзий, хотя иногда мысль приходит и спрашивает у меня о здравом смысле. Человек двадцать лет изучает городскую историю, рассказывает, как любит свой город и уже пятнадцать месяцев пишет эти дурацкие 20 (ранее 24) слов.

 

*Внесен в РФ в Единый реестр граждан и организаций, объявленных иностранными агентами

 

ИА Телеинформ

Категории:  Размышлизмы
 
вверх