Умер политолог Глеб Павловский
В понедельник, 27 февраля 2023 года, стало известно о смерти Глеба Павловского – российского политолога, политтехнолога, экс-советника руководителя администрации президента РФ. Глеб Олегович скончался на 72-м году жизни от онкологического заболевания. О ярком деятеле постсоветской России вспоминают иркутские политологи.
Глеб Олегович Павловский родился 5 марта 1951 года в Одессе (Украинская ССР, ныне Украина). В 1973 году окончил исторический факультет Одесского государственного университета (ныне Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова). После окончания вуза по распределению работал учителем истории в Одесской области, но вскоре был уволен за распространение самиздата – книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.
В 1974 году переехал в Москву, вошел в круг советских диссидентов. Чтобы избежать наказания за тунеядство, подрабатывал столяром, маляром и т.п. В 1978-1980 годах – член редакционной коллегии антисоветского журнала «Поиски» (среди других издателей – Валерий Абрамкин, Виктор Сокирко).
С началом перестройки и гласности в СССР Глеб Павловский стал работать журналистом. В 1986 году начал сотрудничать с ежемесячником «Век XX и мир», который издавал Советский комитет защиты мира (лидеры – Юрий Жуков, затем Генрих Боровик). С 1990 года и до конца выпуска этого издания в 1995 году был его главным редактором.
В 1987 году вместе с Владимиром Яковлевым выступил одним из соучредителей информационной службы «Факт». В 1989-1993 годах был директором частного информационного агентства «Постфактум». Параллельно в 1991-1992 годах являлся заместителем председателя правления издательского дома «Коммерсантъ» Владимира Яковлева.
В 1993-1994 годах Глеб Павловский был членом редакционного совета «Общей газеты», выпускал ежеквартальный журнал «Пределы власти», также сотрудничал с «Независимой газетой» и «Московским комсомольцем».
В 1995 году совместно с Владимиром Яковлевым и журналистом Максимом Мейером Глеб Павловский основал ООО «Фонд эффективной политики» (ФЭП) и стал его президентом. Организация занималась избирательными кампаниями и политическими технологиями. Первым опытом избирательный кампании ФЭП стали парламентские выборы 1995 года, на которых организация помогала общественно-политическому движению «Конгресс русских общин» (КРО; лидеры – Дмитрий Рогозин и Юрий Скоков), однако КРО не смог преодолеть пятипроцентный избирательный барьер и в Думу не прошел.
В 1996 году ФЭП принимал участие в президентской избирательной кампании Бориса Ельцина. По словам Глеба Павловского, сам он занимался политическим консультированием и политической историей. В дальнейшем ФЭП участвовал в организации выборных кампаний Владимира Путина (в 2000 и 2004 годах). В 2004 году ФЭП консультировал Виктора Януковича на выборах президента Украины. Также в середине 2000-х годов ФЭП работал в Казахстане с партией «Асар» Дариги Назарбаевой, дочери первого президента страны.
ФЭП одним из первых в России занялся созданием интернет-СМИ. Глебом Павловским в сотрудничестве с Антоном Носиком были основаны электронные издания gazeta.ru, lenta.ru, vesti.ru, а также проект strana.ru, который был менее успешным. В 1997 году Глеб Павловский основал выходивший в интернете «Русский журнал» и стал его главным редактором. Издание фактически прекратило существование в 2015 году.
В 2002 году Глеб Павловский стал одним из учредителей АНО развития социальных проектов «Русский институт», с 2014 года руководил издательством «Европа». В 2005-2008 годах – ведущий программы «Реальная политика» на канале НТВ.
Весной 2011 года перешел на сторону политической оппозиции. В 2021 году Фонд эффективной политики Павловского был исключен из Единого государственного реестра юрлиц из-за недостоверности предоставленных сведений.
Глеб Павловский был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008), отмечен благодарностями президента РФ (1996, 1999, 2011), пишет ТАСС.
Политолог, кандидат исторических наук Сергей Шмидт выделил два важных тезиса Глеба Павловского:
– Абсолютное большинство текстов, которые были им написаны, мне непонятны. Они слишком глубокие для меня, и дискурс, в рамках которого они сделаны, мне не совсем близок. Но есть две тезисных мысли Павловского, которые проходят красной нитью через значительную часть моей жизни.
В 2000 году на меня произвел огромное впечатление его текст с рассуждениями на тему того, как, получив свободу, наш народ времён перестройки первым делом начал устанавливать железные двери (в том числе на деньги от фонда Сороса). Идея того, что вместе со свободой приходят проблемы с безопасностью и возникает потребность в том, чтобы отгородиться от ближнего своего – это, на мой взгляд, имеет отношение к важнейшей из всех проблем политической философии, и этот текст Павловского я упоминал в огромном количестве своих лекций, в которых рассказывал о политической философии Томаса Гоббса.
И все последние 20 с лишним лет я вспоминаю его высказывания в самом начале двухтысячных, где он, обосновывая свою государственническую позицию, сказал: «Меня с детства учили, что нужно защищать слабых, самое слабое в нашей стране – это государство. Поэтому я защищаю государство». Это очень хорошо передаёт атмосферу конца 90-х – начала 2000-х годов, и объясняет смысл и природу путинизма. Потребность в сильном государстве, которое защитит от разных неприятностей, связанных со свободой, из-за которых приходится ставить железные двери.
Я не готов комментировать политическую биографию Павловского. Она сложная, запутанная, у меня менялось отношение к этому человеку. Я был сторонником Евгения Примакова, Павловский сделал очень много для того, чтобы уничтожить Примакова. Я не разделяю многих принципов современной несистемной оппозиции, Павловский ей был близок. Он поработал и на Ельцина, и на Путина, и был в оппозиции Путину.
Я думаю, к его мыслям и текстам будут ещё долго и часто обращаться, потому что он проблематизировал некоторые важные нервы политической жизни. Для меня он эти проблемы представил в виде этого яркого сюжета: пришла свобода, и мы ставим железные двери друг от друга.
Генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский вспоминает о Павловском так:
– «Почитай вот этого мужика, он очень умный» – сказала моя мама – известный иркутский журналист – много лет назад. Так я узнал о Глебе Павловском.
В то время он был на пике славы, сразу после президентской кампании 2000-го года, его ФЭП был тем самым think tank, кузницей кадров, фабрикой смыслов, а многие политтехнологи и политэксперты в тот момент поверили в то, что систему можно менять словом, умом и аналитическими записками. Некоторые верят в это до сих пор.
Мама очень хотела достать автограф Глеба Олеговича и на каком-то мероприятии я его получил. Это был ценный трофей.
Потом Глеб Павловский сделал ставку на второй срок Медведева, а вот Дмитрий Анатольевич сделал ставку на совсем другое. И Павловский ушел из системы, а потом и вовсе встал к ней в оппозицию. Но, пожалуй, самую содержательную и адекватную оппозицию из всего того, что было в эти годы. На фоне безумной демшизы он смотрелся как грустный философ, который все понимает и про них, и про их мотивы, и про то, что именно он создал систему, в которой может быть только вот такая оппозиция.
Павловский попал в специфический вариант ловушки менеджера-организатора системы. Более пафосное определение – демиург, но мы его использовать не будем. Потому что пафосное. Он был одним из тех, кто создал существующую систему власти в стране, наполнил ее интеллектуальным содержанием и формой. А потом оказался ненужным ей.
На самом деле обычная ситуация, когда менеджер-организатор создает работающий механизм – хоть завод, хоть партийную организацию, хоть научный институт – «в чистом поле», но как только механизм заработал, он уже не нужен: теперь наступает время менеджера-функционера.
В обычной жизни менеджер-организатор просто переключается на новый проект. Но что делать, если ты построил систему власти в стране? Никакого «другого» такого же масштабного, захватывающего дух проекта больше не существует. Ты уже достиг в своей жизни вершины.
Остается только один достойный путь: уйти на гору, сесть на камень, проповедовать неофитам, делиться мудростью с приходящими, а потом тихо умереть. Что Глеб Олегович и сделал. И, судя по тому количеству развернутых, полных уважения и ученической преданности отзывов на его смерть, сделал он все правильно и достойно.
ИА Телеинформ