Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Наблюдения за Солнцем, социология и художники

[12.03.2023 / 11:09]

В начале весны иркутяне изучали человеческую психологию и анимешников, фиксировали историю, следили за Солнцем и вспоминали старые газеты. Телеинформ подготовил свежий выпуск обзоров иркутской колумнистики.

 

Волнующее и интересное

 

В конце этой зимы немолодые граждане встревожились: подростки подняли головы и как давай причинять добро друг другу направо и налево. Для разнообразия в роли агрессоров, по сообщениям различных СМИ, стала субкультура анимешников, а если точнее, «ЧВК Рёдан». Что это было, зачем и почему, рассуждает в своей свежей колонке колумнист ИТГ Сергей Шмидт.

«Искренне надеюсь, что обострившиеся анимешники никого не пришибут и ограничатся банальным подростковым мордобитием, поэтому укажу на три скорее смешных, чем трагических момента в этой истории.

Во-первых, удивительно наблюдать, как братские (они же – братоубийственные) народы лютуют по обе стороны линии соприкосновения. В России эксперты по всем вопросам и отдельные политики объявили «ЧВК «Рёдан» «результатом работы врагов из Украины». И на Украине «ЧВК «Рёдан», проявившее себя в Киеве, Харькове и много где еще, объявлена провокацией российских спецслужб.

Во-вторых, все взрослые эксперты, как их научили в советских школах, в слове «Рёдан» делают ударение на первый слог, где буква Е, а инсайдерская молодёжь их поправляет, что ударять в этом слове надо на А. Такие сцены наблюдать тоже очень занимательно.

 

В-третьих, я помню времена – это было лет 12-15 назад – когда анимешники воспринимались как безобидные одуваны и мечтательные эльфики. Надо же, какой впечатляющий ребрендинг случился с аниме-субкультурой на наших глазах. Мало того, что анимешники буцкают грозных гопов и футбольных фанов (поименованных по такому случаю «офниками»), так они еще и обрядились в клетчатые штаны – буквально как грозные люберы (любера?) из публикаций «Огонька» конца 1986-го – 1987 гг.

К подросткам – неважно из «Рёдана» или «хрёдана» – я уже обратился выше. Теперь обращусь ко взрослым. Товарищи взрослые, угомонитесь! Во-первых, вспомните подростковые (межрайонные) войны 1980-х. В сравнении с ними «Рёдан» это детский сад, а ведь то, что творилось тогда – земляки из Ангарска или Братска особенно много про это могут рассказать – происходило при пионерии и комсомоле. Во-вторых, вспомните предыдущие недавние моральные паники – АУЕ (организация запрещена в РФ), «Синий кит». Вот сейчас будет все то же самое. Все встали на уши из-за «Рёдана», постоят какое-то время на ушах, а потом опять встанут на ноги. Ибо на ушах долго не постоишь».

Тем временем редактор газеты «Мои года» Анатолий Выборов напоминает иркутянам о том, что через каких-то полтора года (даже меньше) столетний юбилей отметит газета «Советская молодёжь».

«Нам всем, последним представителям поколения советской молодёжи, вовсе не безразлично, как будет организован и пройдет этот юбилей. Ведь эта газета на протяжении своей истории была не только местом работы многих десятков талантливых журналистов или всемирно известных ныне писателей, поэтов, драматургов, работников центральных СМИ, но и любимым изданием у сотен тысяч и даже миллионов читателей.

Она учила, воспитывала, вела за собой, рассказывая о жизни и делах действительно передового отряда молодёжи Страны Советов. Где не трудились бы, не совершали свои гражданские и трудовые подвиги представители этого отряда – в школе или вузе, на заводе или в колхозе, в армии, на БАМе или на ударных комсомольских стройках нашей Сибири.

Вот почему мы, бывшие сотрудники Молодёжки, решили объединиться и способствовать достойному проведению 100-летия газеты «Советская молодёжь». Эта идея уже витала в воздухе, когда мы в октябре прошлого года провожали в последний путь нашего редактора «СМ» на протяжении многих лет – Олега Желтовского, который был идейным вдохновителем и организатором всех последних юбилеев газеты. Эта идея лишь утвердилась, когда в конце года мы собирались на день памяти предыдущего редактора нашей «Молодёжки» – Геннадия Сапронова, известного потом издателя книг знаменитых писателей-сибиряков.

Вот потому мы и решили создать оргкомитет по проведению юбилея и привлечь к этому мероприятию властные структуры в лице губернатора Иркутской области и мэра Иркутска, а также все заинтересованные стороны, включая РСМ, движение «Ветераны комсомола», другие общественные организации. Надеемся, что в самом ближайшем будущем создание этого оргкомитета состоится, и мы начнем действовать – времени до такого значимого для всех жителей Иркутской области события, как 100-летний юбилей популярной газеты нашего края, остается не так уж много».

Ну а на сайте Телеинформа – обзор кинопремьер марта. Из зарубежных новинок нас ждет история о работниках траулера, затеявших величайшее ограбление в истории, сюжет о взломщике, который и хотел бы встать на путь истинный, но семейная драма вынуждает его вернуться к сомнительной карьере. Нелегально можно посмотреть фильм Марвел о квантовом мире и новом суперзлодее. Среди российских премьер – кино о секс-работницах в Москве и Дубае с участием Дмитрия Нагиева, а также фильм о бывшем священнике Сергии, которого отстранили от служения в церкви, но он не расстроился и стал охотником за нечистью.

 

Физика и лирика

 

А теперь давайте посмотрим, что нам в начале марта приготовил Влад Толстов. Одна из его подборок свежего чтива посвящена переводной прозе. Среди новинок – очередной роман о том, что мир не должен прощать слезинку невинно замученного ребенка и роман о сенегальском писателе, которому в руки попадает книга его соотечественника, и он отправляется на поиски, чтобы узнать, кем был этот автор. «Получился такой роман-лабиринт, роман-путешествие, но одновременно – роман как признание в любви вдохновению, творчеству, человеческому воображению и европейской литературе», – оценивает эту книгу Влад Толстов. Также в подборке – социальная фантасмагория в формате «безумного чаепития», шпионский роман об эпохе Второй мировой войны, и история о том, как важно уметь разруливать конфликты в любом возрасте.

А еще один обзор собрал новинки исторического жанра. Можно почитать о том, что едят и ели диктаторы в разные исторические периоды, а также какие блюда и напитки уважали русские писатели. Есть воспоминания Василия Маклакова о последних годах царской России, путеводитель по теме серийных убийц (150 вопросов и ответы на них) – он же и исторический очерк самого явления. Кроме того, в подборке – историческое исследование первых лет нацистского режима в Германии после прихода Гитлера к власти: «потрясающая хроника погружения целой нации в мрачное кровавое безумие, когда и дипломаты, и интеллектуалы, и священники как-то в одночасье превратились в прославляющих массовые убийства уродов».

 

В соцсетях Михаил Дронов задается мыслью о социологии.

 

«В онлайне все обсуждают видео (ну, вы поняли какое: некий чувак средних лет устало докуривает сигарету, говорит некие важные для него слова, его расстреливают из автоматов – явно «от пуза»). Бытовая сценка СВО/КонтрСВО, снятая на мобилу. Не упоминаю – ни нацпринадлежности героев «документалки», ни даже контекста. Это не очень важно для моей мысли.

Так вот. Целый день краем уха слушаю подкасты и краем глаза читаю комменты к этой документалке. Начиная от «Чей это фейк?» (примерно 25% суждений), заканчивая «Какой ужас!!!» (примерно 70% суждений) и включая изощренное «Это не фейк, но вброс – но каков мотив вброса?!» (примерно 5% суждений). А я хочу сказать вот что: помилуйте, господа, какая в конечном счете разница: фейк или не фейк, вброс или не вброс? Любое кино (от мультиков для малышни – до военной кинохроники 18+) предназначено для зрителя. И важны чувства, эмоции, которые кадры вызовут. Отклик. Резонанс. Неважно, срежиссирована ли сцена – или она снята автоматической камерой наблюдения.

Так вот. Те люди, которые яростно обсуждают этот действительно яркий ролик (причем, люди по разные стороны линии фронта!) – потрясающие гуманисты, львы николаевичи ганди прямо. Ожидающие от других – ровно тех же эмоций, что переполняют их самих. Что до меня – то я человек, достаточно плотно ежедневно сталкивающийся с криминальной хроникой моей страны, а также с видеоконтентом в ТГ-каналах и соцсетях. И неплохо представляющий, «что и как заходит массовой аудитории». Нет, я не настаиваю, что «абсолютно знаю людей». Возможно, вы знаете их лучше. Тогда подставьте сами другие цифры в мой прогноз по восприятию этого видео в среднем населением РФ:

Ожидаемые активными обсуждателями ролика реакции (гнев, оторопь, растерянность, печаль, угрюмая задумчивость…) проявятся примерно у 20% аудитории (больше у молодых девиц и женщин предпенсионного возраста). 40% зрителей вообще не поймут «в чем прикол». Ну, расстреляли кого-то, подумаешь. Реакция будет преобладать у мужчин молодого и среднего возраста. Порядка 10% зрителей пожалеют, что «мало показали». Потому что наверняка ж ему и яйца отрезали!!! и кровищи мало. И порядка 20% зрителей проявят агрессивную солидарность с расстреливающими: «так ему, ублюдку!!!» А, да: и зависть, зависть, зависть!!! – что это не они убивали вражью сволочь.

Ей-бо: было бы полезно провести такой тест на составленной социологами выборке – а еще лучше на выборках в разных странах, для сравнения. Необязательно в странах, участвующих в конфликте – наоборот, включая самые тихие и благополучные (а также пребывающие в военной дикости уже десятилетиями). Это дало бы представление о том, «где мы находимся» – гораздо более полное, чем всякие опросы про «уровень поддержки линии партии и правительства».

 

Сергей Язев обращает наши взоры к небу и Солнцу.

 

«3 марта на Солнце произошла еще одна сильная вспышка рентгеновского класса Х2.1 в группе пятен 13234. Это уже шестая вспышка класса Х в течение двух месяцев. Заметим, что за три предыдущих года (от начала текущего цикла солнечной активности) наблюдались всего три вспышки такого класса.

Теперь уже точно можно говорить о том, что прогнозы развития текущего цикла оказались неверными: ожидалось, что цикл будет на уровне предыдущего либо «ниже». На самом деле цикл оказывается более мощным по ряду параметров: и по числу пятен, и по суммарной мощности вспышек, и по их количеству».

 

А Яна Лисицина с горечью пишет о мастерских художников в Иркутске.

 

«Там проблема – художники опасаются, что эти мастерские уйдут с молотка. Это очень серьезно и очень опасно. Мастерские – рабочее место художника. Вот у меня в мастерской стоит офортный станок, и не будь мастерской – куда я поставлю его, эту железную махину с колесом в 3/4 моего роста? Дома вместо журнального столика? И вазочку с розочкой воткну сверху…

Советское государство (и не только советское, как показывает история искусств) очень хорошо понимало значительную роль художника в культурном пространстве. И способствовало его развитию. Помимо всего прочего, строились мастерские в городах, в том же нашем Иркутске постоянно строились. Первыми были мастерские на Российской, на Уткина – одни из последних помещений, построенных именно как мастерские художников. Потом наступили 90-е годы, и тут уже художники не столько ждали, что мастерские буду строить, сколько стали обоснованно бояться, что эти мастерские заберут, пустят с молотка, потому что пришло время эффективных менеджеров, для которых слово «культура» – это просто слово, состоящее из 8 букв, посередине – зачем то мягкий знак.

Мастерские – уникальные намоленные пространства, впитавшие за десятилетия существования творческую энергию работавших там нескольких поколений художников. Да – Иркутск может гордиться именно непрерывной и неразрывной плеядой, блестящей цепочкой мастеров изобразительного искусства. Создать, нарастить, выковать такое явление очень сложно, на это уходят многие годы, ведь художник – явление штучное, а когда художников – целый союз, то это вообще уникальный культурный феномен. А порвать, уничтожить – очень легко. Достаточно, например, отобрать творческие мастерские. И, постепенно, в городе просто не станет профессионального изобразительного искусства, этого сложного многомерного явления, которое является частью национальной культуры.

…Ну, маркеты останутся, ларьки, стены домов, уделанные вандалами…эх, заживем…»

 

Обзор подготовила Мария Маякова

ИА Телеинформ

 

Категории:  Колумнисты
 

палеоген

Яна Лисицина с горечью пишет о мастерских художников в Иркутске.Советское государство (и не только советское, как показывает история искусств) очень хорошо понимало значительную роль художника в культурном пространстве. И способствовало его развитию. Помимо всего прочего, строились мастерские. Достаточно, например, отобрать творческие мастерские. И, постепенно, в городе просто не станет профессионального изобразительного искусства, этого сложного многомерного явления, которое является частью национальной культуры.

Ну, в Иркутске я не особо вижу многомерное явление в виде изобразительного искусства. А Лисицина Яна могла бы арендовать мастерскую ну хотя бы на те немалые деньги, которые получила от Сбера за иллюстрации к рекламной книжке для детской аудитории будущих его вкладчиков. 

0 3

15.03.2023 21:04:05

вверх