Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Может ли человек уничтожить образ и подобие?

[28.02.2019 / 09:34]

Итак, мы выяснили, что человек является образом Божьим, то есть, имеет свободную волю и свободу выбора. Значит, он совершенно свободен от обязательств перед Богом. В таком случае он может совершать и постоянно совершает действия, противоречащие идее стать сотворцом Богу, то есть, переходит в свою противоположность. А не приведет ли это, образно говоря,  к самоубийству, то есть, разрушению в человеке образа Бога, уничтожению или как минимум уходу от Его подобия?

 

Протоирей Борис: Самоубийство - это уход от Божественного бытия, вызов Его промыслу! А  разрушить или уничтожить образ и подобие Божие не во власти человека. «Как образ Божий, человек - существо личностное, стоящее перед Творцом. Бог обращается к нему как к личности, и человек Ему отвечает. Св. Василий Великий говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать богом. Но это повеление, обращённое к человеческой свободе, не есть принуждение. Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию. Он остаётся личностью даже тогда, когда далеко уходит от Бога, даже тогда, когда становится по природе своей Ему не подобным, - это означает, что образ Божий неразрушим в человеке.

По св. Григорию Богослову – «сего человека почтив свободою, чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем и вложившему семена оного, Бог поставил в раю».

Таким образом, выбирает ли человек добро или зло, становится Богу подобным или неподобным, он свободно обладает своей природою, потому что он - личность, сотворённая по образу Божию.

Однако поскольку личность неотделима от существующей в ней природе, постольку всякое природное несовершенство, всякое её «неподобие» ограничивает личность, затемняет «образ Божий».

Действительно, если свобода принадлежит нам, поскольку мы личностны, то воля, по которой мы действуем, есть свойство природы. Для св. Максима Исповедника воля есть «естественная сила, стремящаяся к тому, что сообразно с природой, сила, охватывающая все существенные свойства природы».

Св. Максим различает эту естественную волю как желание добра, к которому стремится всякая разумная природа, от воли выбирающей, свойственно личности. Природа хочет и действует, личность - выбирает; она принимает или отвергает то, что хочет природа. Впрочем, по мысли св. Максима - эта "свобода выбора" сама уже есть несовершенство, ограничение истинной свободы. Совершенная природа не нуждается в выборе, ибо она знает добро естественным образом - её свобода обоснована этим знанием.

- Если Бог дал человеку право выбора, значит, Он сам заложил в него несовершенство.

- Нет в этом мире никого Совершеннее Бога, ибо творение всегда отличается от Творца!

- Какие претензии к несовершенному человеку, который ошибся в выборе?

- Я уже отвечал на вопрос о том, кто такой человек и для чего. Он был призван возрастать в созидании. У него для этого есть свободная воля и право выбора.

- Но если в человеке заложено право выбора, а выбора не было, потому что человек не знал, что существует зло, то сознательно был введен в искушение?

- Адам знал о последствиях нарушения заповеди (Бытие.2:17), но выбор свой сделал. Наш свободный выбор говорит о несовершенстве падшей человеческой природы, потери подобия Божьего. Затемнённая грехом, не знающая больше истинного добра, природа эта устремляется чаще всего к тому, что "Противоприродно", и человеческая личность всегда находится перед необходимостью выбора - она идёт вперёд ощупью. Мы называем эту нерешительность в восхождении к добру - "свободой воли".

- Человек вынужден делать выбор каждый день с момента пробуждения утром и до отхода ко сну ночью. Проснувшись, думает - открыть глаза или нет, идти на работу или остаться дома, оправдываться перед начальством за опоздание или честно признаться и многое другое. Среди ежедневных забот встречаются различные искушения, многие из которых, как бы уже и не считаются грехом, но им являются. Как быть в этом мире, переполненном ежедневными попечениями, естественными потребностями и греховными желаниями, если человек слаб и не всегда может различить добро и зло?

- Личность, призванная к соединению с Богом, к совершенному уподоблению - по благодати своей природы - природе Божественной, связана с природой урезанной, искаженной грехом, - разрываемой противоречивыми желаниями. Познавая и желая по своей несовершенной природе, личность практически слепа и бессильна, - она больше не умеет выбирать и слишком часто уступает побуждениям природы, ставшей рабом греха. Таким образом, то, что в нас сообразно Богу, втягивается в бездну, оставаясь в то же время свободным в своём выборе, свободном снова обратиться к Богу и таким образом сделать правильный выбор.

 

Задавал вопросы Артур Дан

Категории:  Доступное богословие
 
вверх