Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Человек согрешил свободно

[04.03.2019 / 09:12]

Наука развивается, атом расщеплен до мелких подробностей, люди изучают дальний  космос, скрещивают животных и растения, все время что-то строят, добывают, выплавляют, совершают открытия, но тайна о первых заповедях человеку до сих пор так и не раскрыта.

Бог заповедовал человеку в Эдемском саду есть плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла, а люди, почему-то нарушили Его заповедь и съели не с того дерева.

-
 Так в чём же состоял первородный грех?

 

- протоиерей о. Борис: Святые отцы различают несколько моментов в этом самоопределении свободной воли,- разобщившей человека с Богом. Момент нравственный, а значит и личный, заключался, по мнению всех отцов в непослушании - в нарушение Божественного порядка.

 

- Так Бог же сам дал человеку свободную волю. В чем же человек виноват, если фактически Бог наделил его Своей волей?

 

- Если бы человек  принял заповедь в порядке сыновней любви, - он ответил бы на Божественное повеление полным самоотречением, - он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, - чтобы жить только Богом, - и чтобы стремиться только к единению с Ним.

Божественная заповедь указывала воле человеческой путь, - по которому ей надлежало следовать, чтобы достичь обжения - путь отрешения от всего, что не есть Бог. А воля человеческая избрала путь противоположный - отделившись от Бога, - она подчинилась воле дьявола.

Св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник обращают внимание на физическую сторону греха, - вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности Богу, - человеческий ум обратился к миру, - вместо того, чтобы одухотворять тело, - он сам отдался течению животной и чувственной жизни - подчинился материальному.

Св. Симеон Новый Богослов видит постепенное развитие греха в том, что человек вместо того, чтобы раскаяться, - попытался оправдать себя пред Богом.

 

- То есть, вина Адама и Евы в том, что они не признали свою вину и возлагали ее на других и в том числе на Бога?

 

- Да, Адам слагает всю ответственность на Еву -  «жена, которую Ты дал мне», - делая, таким образом, Бога первопричиной своего падения. Ева обвиняет змия. Отказываясь признать происхождение зла единственно в своей свободной воле.

 

- Им было страшно, потому что о последствиях они уже знали.

 

- Люди отказываются от возможности освободиться от зла - подчиняют свою свободу внешней необходимости. Воля ожесточается и закрывается пред Богом.

"Человек остановил в себе приток Божественной благодати" - говорил митрополит Московский Филарет.

 

- Было ли лишение притока благодати причиной падения?

 

- Понятие о благодати - надбавляющейся к природе (насильственно добавляемой – прим.)- чтобы направить её к Богу, - чуждо учению Восточной (Православной – прим.) Церкви. Будучи образом Божиим, человеческая личность была преднаправлена к своему Первообразу - её природа неудержимо устремлялась к Богу по своей воле, которая есть сила духовная и разумная. То есть, человеку не нужно было добавлять благодати. Она была с ним с момента создания.

 

- Почему это нарушение стало смертным грехом или Бог, чего-то не учел в природе человека?

 

- «Первозданная праведность зиждилась на том, что сотворённый Богом человек мог быть только природой доброй, - то есть к общению с Богом, - к стяжанию нетварной благодати. Если эта добрая природа вошла в разногласие со своим Создателем, - это могло случиться только  в силу её способности самоопределяться изнутри, вследствие своей свободы,- дающей человеку возможность действовать и хотеть не только сообразно его естественной склонностям, - но также вопреки своей природе - которую он мог извратить. Падение человеческой природы является непосредственным следствием свободного самоопределения человека, который добровольно захотел повергнуть себя в это состояние. Противоестественное состояние должно было привести к распадению человеческого естества - завершающемуся смертью, - как конечной стадии распадения извращённой природы - отпавшей от Бога. В этой извращённой природе нет больше места для нетварной благодати в ней, - говорит св. Григорий Нисский, - ум, вместо того, чтобы отражать Бога, как опрокинутое зеркало принимает в себя образ бесформенной материи, - и страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа. Лишение благодати - не причина, - а следствие грехопадения. Человек лишил себя дара общаться с Богом, - закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на всю тварь.

 

- Так в чем же природа греха, если человек уже был создан несовершенным?

 

- Отказ от раскаяния и попытка человека оправдаться, что и вы тоже пытаетесь сделать в своем вопросе, увеличивают глубину падения. «Физическое» понятие греха и его последствий не исключает в учении Восточной Церкви другого понятия, которое всегда даёт себя чувствовать, это личный нравственный аспект греха, падение и наказание. Оба аспекта неотделимо связаны друг с другом, ибо человек - не только природа, но и личность, - стоящая перед личным Богом, в личном к Нему отношении. Если человеческая природа распадается вследствие греха, если грех вводит смерть в тварный мир, - это не только потому, что человеческая свобода породила некое новое состояние - новый экзистенциальный модус во зле, но также и потому что Бог положил предел греху, - чтобы он не приводил к смерти, «ибо плата греха – смерть».

«Мы отпрыски помраченного рода» - говорил св. Макарий Египетский. Однако ничто в природе, - даже демоны, по сущности своей не являются дурными. Но грех, - это паразит природы, укоренившийся в воле, становясь своего рода «противо – благодатью», - проникает в тварь, живёт в ней, - превращая её в пленницу диавола, который сам является пленником своей воли - навсегда застывшей во зле. В мире появляется новый полюс - противоположный образу Божиему, полюс призрачный сам по себе, но реальный благодаря воле (таков парадокс - иметь бытие в самом небытии - говорит св. Григорий Нисский).

По воле человека зло становится силою заражающей тварь. Космос всё ещё отражающий Божественное великолепие, обретает одновременно зловещие черты, «тот ночной аспект тварного», - о котором говорит философ князь Евгений Трубецкой.

Грех внедряется туда, где должна царствовать благодать, и, вместо Божественной полноты, в творении Божием разверзается бездна небытия - врата адовы, распахнувшиеся по свободной воле человека.

 

- Но ведь Бог всемогущ, почему же он не исправил ситуацию?

 

- Есть область, в которую Бог закрыл доступ даже самому Себе – это воля человека. Поэтому подозревать Бога в жестокости приговора несправедливо. Он дал человеку всё! Но Адам не выполнил своего призвания. И к тому же изгнание из рая и сокращение его земной жизни сделано из милосердия, потому что пребывание в саду с чувством совершенного греха становится невыносимым мучением. Так же, как мучительное состояние Денницы за совершенное преступление - восстания против Бога.

Бог милостив ко всему своему творению. Но как мы видим из священного Писания - сатана не думает раскаиваться - Христос говорит – «он отец лжи и искони был человекоубийца». Поэтому у него нет никакой возможности вернуться в общение с Богом. А у человека такая возможность есть.

Адам не сумел достичь единения с Богом и обожения тварного мира. То, что он не осуществил в то время, - когда пользовался полной свободой, стало для него невозможным с того момента, когда он добровольно поработился внешней силе.

Начиная с грехопадения и до дня Пятидесятницы Божественная энергия, нетварная и обожающая благодать становится чуждой человеческой природе и действует на неё только извне, - производя тварные следствия в душе. Орудиями благодати становятся ветхозаветные пророки и праведники. Благодать действует на них, но не усваивается людьми как их личная сила. Обожение, единение с Богом по благодати становится невозможным. Но Божественный план - виною человека не уничтожен, - призвание первого Адама будет выполнено Христом - вторым Адамом. «Бог станет человеком, - чтобы человек мог стать богом» - по словам свв. Иринея Лионского и Афанасия Великого.

Однако это дело, совершенное воплотившимся Словом - явится перед падшим человечеством в своём наиболее непосредственном аспекте делом спасения - делая искупление порабощённого мира от греха и смерти. Увлечённые образом «felix culpa» (счастливой вины), - мы часто забываем что, разрушая господства греха, - Спаситель открывал нам новый путь к обжению - к конечной цели человека. Дело Христа влечёт за собой - дело Духа Святого.

 

Вопросы задавал Артур Дан

Категории:  Доступное богословие
 
вверх