Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Домостроительство Святого Духа

[08.04.2019 / 08:54]

Поскольку Бог знает наперед все происходящее в мире, который сам сотворил, значит, Он знал и о будущем падении человека и что для его спасения потребуется жертва. То есть, еще до сотворения мира Бог знал, что должен будет сойти на землю, воплотиться в созданного Им же человека и умереть, чтобы спасти живых и уже умерших. Причем, Бог принес себя в жертву добровольно. Это, конечно, была страшная жертва, когда творение распинает своего Творца, но зачем эти сложности, если Он мог уничтожить всё человечество, создать нового Адама и вернуться в исходную точку?

 

Протоиерей, о. Борис: Уничтожить всё человечество?! Бог создал человека не для того, чтобы уничтожить его, а от преизбытка любви и даже собой жертвует, чтобы спасти падшего. Уничтожить человечество, значит, уничтожить Свой образ и согласиться с ошибочностью Своего решения. Это человек может ошибаться, а Бог - никогда! Тем более, что у нового Адама все равно была бы свободная воля и свобода выбора. Значит, всё могло повториться.

 

- Но дети Адама и Евы не совершали первородного греха. Можно же было отсечь их от греха, поместить в раю и дать шанс. Почему потомки должны отвечать за преступления родителей?

 

- Была и такая версия возможных событий. На это профессор Несмелов говорил, что для возвращения человека в состояние до грехопадения нужно выполнить три условия:

а) согласие Бога на погибель первых людей. 

б) согласие первых людей уступить Богу свои права на детей и навсегда отказаться от надежды на спасение. 

в) согласие детей оставить своих родителей в состоянии погибели.       

Если мы допустим, что первые два из этих условий еще могут считаться, хотя бы только возможными, то осуществить третье условие невозможно. Ведь если дети Адама и Евы на самом деле решили бы, что пусть их отец и мать погибают за совершенное ими преступление, то этим самым показали бы, что сами  недостойны рая, и, стало быть, несомненно, потеряли бы его. 

Попечение Бога о мире не компьютерная игра, в которой операции можно повторять много раз. Мир сотворен и живет по замыслу Бога. И замысел меняться не будет, потому что и сам Бог не изменчив. Мир не «тришкин кафтан», чтобы комбинировать, и создан Богом цельным, в нем нет пустот «на всякий случай», которые можно или нужно заполнять, возвращаться на предыдущий уровень и повторять одни и те же действия, чтобы перейти дальше. Сотворение мира – это непостижимая тайна. Однако,  «воплощение Слова - тайна более великая, более глубокая, чем тайна сотворения мира. Но дело Христа осуществляется в связи с совершенным грехопадением Адама. Как следствие предсуществующее, как божественная воля к спасению - предшествующая человеческой воле к падению - эта тайна «сокровенная в Боге прежде всех веков» и раскрывающаяся в истории как тайна креста Христова, не является, собственно говоря, случайной, поскольку человеческая свобода содержалась в самой идее творения. Поэтому эта свобода не могла разрушить мира, предусмотренного Богом. Она оказалась включённой в иной, более обширный экзистенциальный план, который раскрылся Крестом и Воскресением.

 

- Если я правильно понимаю, то в сотворении мира, создании человека, а потом и в его спасении участвует вся Троица, а не только лишь один Отец, который из ничего сотворил мир Словом. Потом послал в мир Сына, который принес себя в жертву человеку. Но какова роль Святого Духа в этом спасении?

 

- В мир входит новая и более совершенная реальность - это Церковь, основанная на двойном божественном домостроительстве - на деле Христа и на деле Духа Святого, - на двух Лицах Пресвятой Троицы посланных в мир. Оба дела лежат в основании Церкви, оба они необходимы для того, чтобы мы смогли достичь соединения с Богом.

Если Христос - Глава Церкви, которая есть Его тело, то Святый Дух есть Тот, Кто  «наполняет всё во всём». Таким образом, оба определения данные ап. Павлом Церкви (Еф. 1.23.), раскрывают в ней два различных полюса, соответствующих двум Божественным Лицам. Церковь есть Тело, поскольку Христос - её Глава, Церковь есть полнота - поскольку Дух Святой её животворит и наполняет Божеством, ибо Божество обитает в ней телесно, как Оно обитало в обоженном человечестве Христа. Поэтому мы можем сказать со св. Иренеем Лионским:  «Где Церковь - там Дух Божий, где Дух Божий - там и Церковь». Однако Дух Святый «глаголавший пророки» (о котором говорили пророки), никогда не был чужд божественному домостроительству в том мире, в котором проявлялась общая воля Пресвятой Троицы. Он присутствовал как в деле творения, так и в деле искупления. Всё совершает Дух Святый, - говорит св. Василий Великий: «Пришествие Христово - и Дух предшествует. Явление во плоти - и Дух неотлучен. Действие сил, дарование исцелений - от Духа Святого. Бесы были изгоняемы Духом Божиим, диавол приведён в бездействие - в соприсутствии Духа, искупление грехов - по благодати Духа... Присвоение нас  Богу - через Духа... Воскресение мёртвых - действием Духа».

 

- Действия последователей Иисуса Христа и все процессы после Его вознесения, это стихийное явление, спонтанный импульс учеников, наученных Христом и ставших апостолами, или всё происходило по воле Божьей? И принимал ли участие Дух Святой в деятельности учеников, кроме сошествия на них?

 

- В Евангелии определённо говорится: «Ибо не было в них ещё Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин.7,38.). Следовательно - действие Святого Духа в мире до Церкви и вне Церкви не то же, что Его присутствие в Церкви после Пятидесятницы. Подобно тому, как Слово - «Им же вся быша» - являло Премудрость Божию в сотворении до того, как было послано в мир и вошло в его историю, как воплотившаяся Божественная Личность, так и Дух Святой, которым совершалась Божественная воля - созидательница и хранительница вселенной с самого момента её сотворения - был послан в мир в определённый момент для того, чтобы присутствовать в нём не только Своим действием - общим для всей Троицы, но именно как Лицо.

 

- Если у Святой Троицы три ипостаси и три личности, значит ли это, что у каждой из них своя природа и своя личная воля?

 

- Богословы всегда настаивали на коренном различии между вечным происхождением Лиц Святой Троицы, которое по св. Иоанну Дамаскину есть «дело природы» - есть само бытие Пресвятой Троицы и миссией во времени в мире Сына и Святого Духа, - которое есть «дело воли», общей всем трём Ипостасям. Говоря о Святом Духе, отцы Восточной Церкви обычно пользуются глаголом «изводить» для обозначения Его вечного исхождения.

В аспекте превечном Сын и Дух происходят от Отца – «единого источника Божества». То есть от Отца Христос вечно рождается, а Дух – вечно исходит.

В аспекте миссии во времени - Сын посылается Отцом и воплощается от Духа Святого.

Можно сказать, что Сын посылается Самим Собою, поскольку Он выполняет волю быть посланным, поскольку Он не имеет «собственной Своей воли». То же можно сказать и о миссии в мире Святого Духа. Он исполняет общую волю трёх Лиц, так как посылается Отцом и сообщается Сыном. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «мы говорим, что посылается и даётся Дух Святой не в том смысле, якобы Сам Он не хотел того, но в том, что Дух Святой чрез Сына, одно из Лиц Святой Троицы, совершает, как собственное своё хотение, то что благоугодно Отцу. Ибо Троица Святая нераздельна по естеству, существу и хотению».

 

- В земной жизни Христа видны Его безусловные действия и распоряжения. Есть какая-то подчиненность между Сыном и Духом Святым? Это я исхожу из того, что Сын посылает Духа на своих учеников.

 

- Как Сын нисходит на землю и совершает Своё дело Духом Святым, так и Дух Святый приходит в мир, будучи послан Сыном. «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать вам о мне» (Ин. 15,26.). Неразрывно связанные в своём общем деле на земле, Сын и Дух Святой по Своему ипостасному бытию остаются, тем не менее, в самом этом деле двумя независящими друг от друга Лицами. Поэтому личное пришествие Святого Духа не имеет характера подчинённости или какой-то зависимости от дела Сына.

 

- Если Христос продолжает общаться с учениками после воскресения, означает ли это, что Его миссия еще не завершена и воплощение продолжается? 

 

- Пятидесятница не продолжение воплощения - она его следствие. Творение стало способно к восприятию Святого Духа, и Он сходит в мир и наполняет Своим присутствием Церковь - искупленную, омытую и очищенную Кровью Христа.

 

Вопросы задавал Артур Дан

Категории:  Доступное богословие
 
вверх