Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Праздник наступления лета

[14.06.2019 / 15:29]

В это воскресенье, 16 июня, православные празднуют День Святой Троицы. По устоявшейся традиции иркутяне собираются на природу, устраивают пикники, встречаются с родными, радуются наступлению лета. А если захочется чего-то особенного, можно поехать в село Анга Качугского района на ежегодные праздничные гулянья: гостей ждут большой концерт, выставка изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Собравшиеся узнают о народных традициях празднования праздника Святой Троицы, поучаствуют в ремесленных мастер-классах и театрализованных обрядах, а в 14.30 пройдет Троичный ход с традиционным бросанием венков в реку.

Троица - имя Бога

Многие знают, что есть праздник Святой Троицы. Но что это за день и как его отмечать? Об этом мы поговорили с руководителем миссионерского отдела Иркутской и Ангарской митрополии, протоиереем Вячеславом Пушкаревым.

- Отец Вячеслав, не все знают, что они празднуют в это воскресенье. Расскажите нам о Троице.

- Самое первое, что нужно знать: Троица - это имя нашего Бога. Все остальные определения - это Его сущностные функции. Например, Иегова - Бог сущий везде, Аданаи - Бог-вседержитель, на котором все держится, который всем руководит и всему дает свободу, и так далее. Саваоф - это Господь небесных воинств, Бог ангелов, архангелов, херувимов, серафимов… Когда мы называем Бога Иисусом, произносим Его человеческое имя, которое имеет пророческий смысл и означает «Иегова спасет». Когда произносим «Христос», мы подтверждаем, что он и есть Спаситель мира. Если мы называем Христа Мессией, то говорим о том, что он исполнил Божий замысел - величайшую миссию спасения людей от плена греха.

- Наверное, чаще мы говорим просто слово «Бог»…

- Само слово «Бог» - это Его качество и Его должность, но имя у Него - Троица. Которое означает, что Бог один, но проявляется в трех лицах, которые не сливаются между собой и не разделяются. Трудно это понять… Но эта духовная форма существования является основой бытия Бога. Такое вот в Нем духовное устроение. Троица Бог - первая природа Отец, он вечно и предвечно из себя производит Святой Дух, который является второй природой. В церкви эти природы называются ипостасями. А Святой Дух - это не электричество в розетке, это не тепло от плитки, это не свет от лампочки, то есть это не мертвая энергия! Он личность! Но личность эта имеет в себе всю божественную энергетическую силу! То есть исходя из Бога постоянно, как свет исходит от солнца, эта сила порождает за собой все остальные энергии. И с помощью этой силы все в мире строится, содержится, изменяется. Почему мы и называем Бога вседержителем. И при всем при этом она имеет личностное начало - Дух Святой тоже личность. Еще есть Сын - Логос, или его еще называют София Премудрость Божья… Так вот Сын рождается от Бога, а происходит это всегда! Не то, что он родился когда-то там, нет, он рождается от Него всегда, ведь у Бога нет времени! Бог существует одновременно в одной точке и везде. В этом есть пророческая, человеколюбивая, милосердная закономерность: чтобы все люди, родившиеся на земле, могли получить от Бога спасение, как если бы они родились в Иерусалиме 2000 лет тому назад, во времена Иисуса Христа… Получается, Бог рождает из себя Сына, то есть вторую ипостась - премудрость, а потом от Бога исходит (но не рождается!) Святой Дух, который проходит через сына. Это прохождение есть предвечный совет Святой Троицы, который предстает в итоге единым целым, единым Богом, единым мнением, единой творческой силой, единым боговоплощением. Вот в этих сложных объяснениях есть некоторая возможность хоть как-нибудь понять природу нашего Бога, имя которому Троица.

- Да, все совсем не просто.

- Чтобы подтвердить все это, Бог являлся несколько раз в трех лицах. Первый раз Он явился Аврааму. Есть такая икона - «Гостеприимство Авраама», на ней Авраам и Сара встречают трех ангелов, ничем друг от друга не отличающихся. А Андрей Рублев на иконе Святой Троицы убирает Авраама и Сару, оставляя только жертвоприношение, которое Авраам принес на стол, и самих ангелов. Ангелы становятся ближе и открываются нам как единый Бог в трех равнозначных проявлениях.

Или другой случай, когда Бог проявляет себя во время вхождения Иисуса Христа в реку Иордан при Иоанне Крестителе: Сын стоит в воде, Дух Святой сходит с небес и находится между ним и небом в виде голубя, и глас отцовский раздается с небес… Эти явления положили основания для принятия Христа Спасителем и Богом всеми народами мира.

- Как праздновать Троицу?

- Этот день всегда связан с началом лета. Вопрос о датах - он очень символический, так как у Бога времени нет, а потому те даты, которые церковь принесла из Ветхого Завета, были приспособлены под сложившиеся народные традиции. Церковь сделала их удобными для людей. Троицу объединили с летними народными праздниками, убрав языческую канву, но оставив хорошие традиции. В итоге торжество Троицы встречают на лугах, лесных полянах - собираются вместе, обнимаются, символизируя единство, разжигают костры, символизируя пришествие тепла, прыгают через костры, тем самым символизируя победу Бога и святых над адским пламенем...

- Как вы будете праздновать?

- Соберется приход, выставим большие столы, накроем их. Люди принесут угощения, будем говорить о наших делах, петь торжественные Троицкие гимны, поздравим тех, кто родился в эти дни. Троица - тихий, спокойный праздник. Конечно, она празднуется и в храме. Наиболее торжественные службы проходят в храмах, названых в честь Святой Троицы, таких у нас довольно много, в том числе и наш хомутовский храм. В таких храмах пройдут крестные ходы, будет совершено Водосвятие, прочитаются возвышенные и торжественные молитвы, связанные с праздником Святой Троицы.

- Считается, что после Троицы можно купаться. Что вы об этом думаете?

- Это народная примета, которая просто связана с тем, что наступило лето. Более того, эти приметы пришли к нам из Центральной России, где к этому времени уже действительно нагревается вода, а у нас погода другая. Купаться можно всегда, не обращая внимания на церковные даты и праздники.

- Что должен сделать христианин в этот день?

- Он должен от всего сердца поблагодарить Бога за то, что он дал ему к этому дню, и попросить милости на предстоящее лето, потому что лето год кормит. Если позволяют жизненные обстоятельства, то обязательно надо поучаствовать в праздничном богослужении, причаститься святых Христовых тайн. А потом беречь приобретенную святыню как можно дольше. И все. Господь говорит: просите, и дано вам будет! А сам этот торжественный день нужен для того, чтобы нам помнить про Бога Троицу и чтобы сердце от этого воспоминания радовалось.

 

Ирина Покоева, фото автора

Пятница

Категории:  Доступное богословие
 
вверх