Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Религия парадоксов

[02.07.2019 / 14:15]

Нескольких месяцев я слушал ваши подробные разъяснения, для чего был создан человек, какие ему были поставлены задачи, почему он с ними не справился и как его грех, лично сойдя на землю, Сыну Бога пришлось искупать, отдав за людей свою жизнь.

Мы также обсудили, можно ли было запретить совершать первородный грех или вернуть человека на исходную позицию.

Кроме этого, из наших интервью я понял, что самый первый догмат – Бог есть! Вы достаточно подробно рассказали, в чем сущность Святой Троицы и почему это не три разных Бога, а один - в трех Лицах.

Хоть и слабо, но теперь вроде бы понятно, почему человек не может самостоятельно познать Бога и замыслы Творца без Его помощи, даже если выучит наизусть Библию. Из-за своей гордости человеку трудно согласиться с тем, что он не сможет самостоятельно понять и объяснить сущность Бога. Поэтому человеку проще обманывать себя, считая, что общается с Богом напрямую без всяких посредников.

Но можно ли подвести какой-то итог первой, надеюсь только первой, части наших бесед?

 

протоиерей Борис: На протяжении нашего исследования мистического Восточного богословия, - мы должны были неоднократно констатировать апофатическую (отрицательную) позицию - свойственную этому религиозному образу мыслей.

Как мы видели, отрицание, указывающие на Божественную непознаваемость, не запрещает познания. Апофатизм, отнюдь не являясь ограничением, а заставляет нас превосходить все понятия, всякую область философских суждений.

Это устремлённость ко всё возрастающей полноте, преобразовывающей знание - в незнание, концептуальное богословие - в созерцание, догматы - в опыт неизреченных тайн.

Это так же и богословие экзистенциальное (акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека), вовлекающее его и ставящее на путь единения с Богом, заставляющее изменяться, преобразовывать свою природу, что бы дойти до истинного «гнозиса» (мистическое знание), до созерцания Пресвятой Троицы.

Однако «изменения ума» (метаноя) означает покаяние. Апофатический путь восточного богословия - есть путь покаяния человеческой личности пред Лицом Бога.

Это - непрестанное изменение человеческого существа, устремляющегося к полноте своего раскрытия, - к соединению с Богом, совершающегося Божественной благодатью и свободой человека.

Но полнота Божества, конечное завершение, к которому стремятся сотворенные личности, раскрываются в Духе Святом.

Он - Тайноводитель на апофатическом пути, где отрицания указывают на присутствие Неизреченного, Неограниченного, абсолютной Полноты.

Он - предание сокровенное в предании явном и "проповеданном на кровлях".

Он - тайна, сокрытая в учении Церкви, хотя и сообщающая ему уверенность, внутреннюю достоверность, жизнь, тепло, свет, присущие христианской истине.

Без Него - Тайноводителя, догматы были бы абстрактными истинами, навязанные извне слепой вере, доводами, противными разуму, принятыми по послушанию и затем приспособленными к нашему пониманию, а не Богооткровенными тайнами, началами нового познания, раскрывающегося в нас и уготовляющего нашу природу к созерцанию реальностей, превосходящих всякое человеческое разумение.

Апофатизм есть непрестанное свидетельство присутствия Святого Духа, восполняющего все недостатки, преодолевающего все ограничения, сообщающего познанию Непознаваемого полноту опыта, преобразующего Божественный мрак в Свет, в котором мы приобщаемся Богу.

Поэтому Бог непознаваемый открывает Себя как Святая Троица. Потому Его непознаваемость представляется тайной Трёх Лиц и единой Природы, что Дух Святой открывает нашему созерцанию полноту Божественного бытия. Поэтому в Восточной Церкви день Пятидесятницы называется праздником Троицы. Она - абсолютная незыблемость, предел всякого созерцания, всякого восхождения и в то же время начало всякого богословия, первоначальная истина, первичная данность, от которой берут своё начало всякая мысль и всякое бытие.

Св. Григорий Богослов, Евагрий Понтийский, св. Максим Исповедник и другие отцы отождествляют совершенное познание Пресвятой Троицы с Царством Божиим - конечным совершенством, к которому призван человек.

Мистическое богословие Восточной Церкви всегда утверждает себя триадоцентричным. Для него познание Бога - есть познание Пресвятой Троицы, мистическое соединение, единая жизнь с Тремя Лицами Божества.

Антиномия Троичного догмата, таинственное тождество Единицы - Троицы, ревностно охраняется духом восточного апофатизма, которое противится западной формуле об исхождении Святого Духа, сознательно подчёркивающей не единство природы в ущерб личностной полноты "Трёх Святынь, которые сходятся в единое Господство и Божество".

Православная Церковь всегда утверждает единоначалие Отца - единого Источника Лиц, в которых пребывает бесконечное богатство единой природы.     

По мнению протестантов, Причастие – это воспоминание о пребывании Иисуса Христа на земле. Католики считают, что Христос каждый раз во время литургии спускается на землю. Православная же Церковь утверждает, что каждый раз во время причастия мы переносимся на две тысячи лет назад на ту самую Тайную Вечерю, когда произошло первое таинство причастности людей к Богу и вечной жизни и добровольное отпадение в вечное небытие Иуды.

Постоянно стремясь к восприятию всё большей полноты, к преодолению всех ограничительных понятий, определяющих Божество путём рационалистическим, богословие Восточной Церкви отказывается придавать Божественной природе характер сущности, замкнутой в Самой Себе.

Бог единая Сущность в Трёх Лицах, - больше Своей сущности; Он переходит за Свою сущность, проявляет Себя вне её. Несообщаемый по природе - сообщается тварному. Исхождение Божества вне Своей сущности, излияния Божественной преизбыточности - это энергии, модус существования, свойственный Богу, изливающему полноту Своего Божества Духом Святым на всех тех, кто способен её воспринять.

Только в Церкви, только глазами Церкви воспринимается Христос в духовной жизни восточного предания. Иными словами, Его видят в Духе Святом. Православие всегда видит Христа в полноте Своего Божества, прославленного и торжествующего. Даже в страдании и даже во гробе. Истощание всегда восполняется блистанием Божества. Умерший и покоящийся во гробе, Христос нисходит во ад как Победитель и навсегда сокрушает силу вражию. В воскресшем и восшедшем на небесе Христе Церковь может видеть только одно из Лиц Пресвятой Троицы, "поправшего смерть" и "седящего одесную Отца".

Христос "исторический", "Иисус из Назарета", таким Он представляется взорам чуждых свидетелей, видевших в Нем человека, но не второе Лицо Святой Троицы. Для людей вне Церкви, но Христа ищущих Он всегда в полноте Откровения, дарованной истинным его свидетелям - сынам Церкви, просвещённым Духом Святым.

Культ человечества Христа чужд преданию Восточной Церкви. Вернее, это обоженное человечество облекается здесь в тот же прославленный образ. Таким увидели Христа ученики на горе Фаворе. Это человечество Сына, через которое видимо Его Божество, общее с Отцом и Духом. Духовная жизнь Восточной Церкви не идёт путём подражания Христу. Она казалась бы здесь несколько неполноценной, - было бы каким - то внешним отношением Христу.

Для духовной жизни Восточной Церкви единственный путь, уподобляющий нас Христу, это путь стяжания благодати, сообщаемой Духом Святым. Святые Восточной Церкви никогда не имели стигматов - внешних отпечатков, уподоблявших страдающему Христу некоторых святых и мистиков Запада. Но, с другой стороны, святые Восточной Церкви очень часто бывали преображены внутренним светом нетварной благодати и являлись осиянными, как Христос в Своём Преображение.

Сознание полноты Святого Духа, дарованное каждому члену Церкви в меру личного духовного восхождения, рассеивают мрак смерти, страх суда, адской бездны и обращает взоры исключительно к Господу, грядущему во Своей славе. Это радость воскресения и вечной жизни превращает пасхальную ночь в "пир веры", на которой каждый, хотя бы в самой малой мере участвует в полноте " восьмого дня", которому не будет конца.

 

- Я два года читал Библию с начала сотворения…

 

- ..попытки изучения Священного Писания с начала сотворения мира крайне ошибочны. Церковь подсказывает удивительный принцип чтения - не с начала, а с конца. Даже во время литургии читается сначала «Апостол», а потом уже «Евангелие», потому что послания апостолов были написаны раньше.

Зачем человеку изучать то, что было утрачено, если Христос принес благую весть о будущей жизни в Царствии Небесном, а не о потерянном рае? Человек уже спасен, осталось только согласиться принять это спасение и не оглядываться в мрачную глубину прошлого, где он совершил массу ошибок.

 

- Но без опыта прошлого невозможно двигаться к будущему.

 

- Это просто красивые слова. Опыт – это совокупность знаний, личного участия в событиях и переживаний, накопленных в течение жизни, которые используются в дальнейшем. Полезный опыт есть у земледельцев, военных, сталеваров, плотников.

Для человечества опыт прошлого – пустой звук. Сколько было войн захватнических, религиозных, межэтнических, которые сопровождались кровопролитием и жестокостью. Чему они научили? Остался опыт ведения боевых действий, но не мира и любви. Побежденные всегда будут мечтать о реванше. То есть, возрастая в военной мощи, науке, технике, человечество все ниже опускалось в духовной жизни и все больше переставало любить.

 

- Духовное восхождение звучит несколько пугающе, потому что не понятно, как восходить и куда. Оно кажется непостижимым. Это все равно, что без необходимого снаряжения, навыков, опыта и сил стоять у подножия горы, чья вершина теряется в облаках

 

- Как нельзя подниматься на гору без обучения у опытного руководителя, так нельзя недооценивать и духовную реальность и пытаться самостоятельно заниматься духовными практиками, без наставника. Легкомысленное отношение к духовной жизни заканчивается очень печально, потому что в человеке есть свет дарованный Богом, но не Бог. Есть свет падших духов, есть ангельский свет и собственно, сам свет Бога. Человек, не имеющий духовного опыта, может потеряться, приняв за свет то, что им не является.

 

- О духовных богатствах человека и народа мы слышим часто. А читать классиков, слушать музыку, посещать музеи, театры, выставки, разве не духовные богатства?

 

- Душевные.

 

- Так с чего начинается духовное восхождение и где оно заканчивается?

 

- У каждого человека свой путь. У одних он начинается в семье, у других - в  радости или печали. У кого-то восхождение начинается с чувства внутренней пустоты, когда никто не может помочь. В критических ситуациях отсутствие Бога нередко приводит человека в смятение. Он начинает метаться, совершать отчаянные поступки или может впасть в депрессию, потому что нет ответов на возникшие вопросы – как быть и что делать - он не знает, как поступить. Ему кажется, что жизнь потеряла всякий смысл и ничего уже нельзя исправить. Человек, живущий без Бога, может наложить на себя руки от отчаяния. Но даже у последней черты, когда от человека отвернулись все, есть надежда на Бога. Человек может обратиться за помощью ко Господу нашему Иисусу Христу. Вспомните разбойника на кресте, который  раскаялся, исповедовал Христа и стал первым человеком, попавшим в рай.

Вообще христианство – это религия парадоксов. Самый последний человек на земле, осужденный на смерть первым попадает в рай. Христос призвал не праведников, а блудниц, воров и нищих. Будучи Богом и зная, что один из учеников предаст Его на позорную смерть, моет ему ноги. Если размышлять об этом, как человек, то абсурд. А сын Бога вне времени, логики, традиций, партий и борьбы за власть. Но жизнь есть только там, где присутствует Иисус Христос, потому что Он победил смерть.

 

- Другими словами, жизнь без Бога, как после алкоголя – считаешь себя живым, пока пьян, а потом – тяжелое похмелье. Но можно ведь жить без Бога в свое удовольствие, а в конце покаяться и попасть в рай?

 

- Многие думали, что успеют, но опоздали. А удовольствие и радость жизни не всегда одно и то же.

«Слово огласительное» св. Иоанна Златоуста, которое читается ежегодно в конце пасхальной утрени, в совершенстве выражает смысл той эсхатологической полноты, к которой устремляется восточное христианство. 

 

Спрашивал Артур Дан

 

 

 

Огласительное слово на Пасху

 

Кто благочестив и Боголюбив - насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный - войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, - прими ныне динарий! Кто работал с первого часа - получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа - с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа - нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа - приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу - и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все - все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

 

Святитель Иоанн Златоуст

Категории:  Доступное богословие
 
вверх