Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Страшный суд

[23.07.2019 / 11:08]

Наверное, пришло время спросить про Высший Суд. Как будет оцениваться жизнь человека и его деяния, кто будет помилован, а кто обречен на казнь? И в какой форме будет проходить суд? Например, на престоле Сын Божий в окружении ангелов и святых, а перед ними очередь обвиняемых? Как Иисус Христос будет делить людей на праведников и козлищ? Будут ли там защитники и обвинители, дадут ли человеку право оправдаться и последнее слово или там все решено заранее?

 

протоиерей Борис: Совершенно очевидно, что только в силу бедности человеческого языка, нет более подходящего слова для выражения этого Космического (охватывающего всё тварное бытие, земное и небесное) события, которое произойдёт внезапно и катастрофически на грани времени и вечности. При переходе нашего материального мира в условие внепространственного и вневременного бытия приходится пользоваться неподходящим юридическим термином, не передающим даже приблизительно смысл этого события. Конечно, нельзя представлять себе "Страшный суд" по образу и подобию государственных судебных органов, нельзя и мыслить его в юридических понятиях "вины", "наказания" и т.д.

 

- У нас нет иных примеров. Мы можем сравнивать только с тем, что видели сами на земле.

 

- В традиционно-церковных представлениях "Страшный суд" понимался именно так. И это было одним из характерных примеров неудачной интерпретации вечной истины Откровения при помощи аналогий. Это есть пример сращение внушений социальной обыденности с вечной истиной.

 

- Церковь ничего и не рассказывала о том, как будет проходить Страшный суд, а представить, что-то иное трудно.

 

- Вот как пишет о Страшном суде религиозный мыслитель С.Л. Франк: "Христианское откровение содержит более глубокое представление, по которому  "Суд" не есть некая трансцендентная инстанция, извне и принудительно определяющая судьбу человека, награждая или карая его, а есть просто имманентное последствие пути, избираемое самим  человеком. Верующий вообще не судится, а не верующий уже осуждён, ибо Суд состоит здесь просто в том, что человек, возлюбивший более тьму больше света, сам отделил себя от  света (Инн.3,17-18). 

 

- Так кто же будет судить человека?

 

- Можно сказать - человек сам себя судит и осуждает. Бог же озабочен только его спасением. Или, что то же самое, приговор Бога-Судьи произносится внутри самой человеческой души через голос его собственной совести.

 

- Если исходить из того, что совесть – это глас Божий и на страшном суде его ничем заглушить будет нельзя, человек обречен?

 

- Нет, от этого неумолимого приговора, человек может ещё апеллировать к Богу милости и спасения, и эта высшая последняя инстанция отвечает на призыв прощением, любовью и спасением.

 

- А как же праведники и грешники? Одни носили вериги, укрощали свою плоть, избегали соблазнов, ограничивали себя во всём, а другие – нет. Неужели между ними нет разницы?

 

- Ничто не противоречит так самому духу христианской веры, как беспощадное суровое, осуждающее человеческую душу моральное пуританство.

 

- Тогда возникает некое несоответствие между призывом Иисуса Христа и пророков к праведной жизни и жизнью откровенного грешника, который жил в свое удовольствие, гулял, грешил, а потом покаялся и уже молодец!

 

- Самое яркое и парадоксальное выражение этой своеобразной христианской установки, постоянно забываемое или ложно истолковаемое популярным сознанием, состоит в указании, что "кающийся грешник" ценнее "праведника", что "на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о 99 праведниках".

Невольно задаёшься вопросом - почему? Можно представить - и так это обычно и представляется, - что кающийся грешник заслуживает снисхождения, или даже полного прощения, но тогда он в лучшем случае только уподобляется праведнику, никогда не грешившему, или скорее по своей ценности - только приближается к нему. Но он встречается ещё с большей радостью, или любовью, чем праведник...

 

- ...Простите, но какая-то несправедливость. Почему раскаявшийся грешник ценнее праведника, который жил во имя Христа?

 

- Тексты Евангелия не оставляют здесь ни малейшего сомнения. Дело в том, что основное отношение Бога к людям - есть отношение не суда, а любви, поэтому грех рассматривается не как вина и преступление, не как нарушение объективной нормы, или ценности добра, а как опасность, как болезнь, угрожающая человеку гибелью. Любовь же пропорциональна не заслугам любимого, а его нужде, или опасности его потерять. Несчастному больше чем счастливому даётся любви, потому что он в ней больше нуждается. И пастуху одна заблудшая овца, которую он рискует потерять, дороже всего стада. И отцу, казалось потерянный, но вернувшийся сын - дороже того, который всегда оставался и работал в его доме.

 

- Вообще ничего не понял! Человек всю жизнь грешил – воровал, грабил, убивал, насиловал, а ему на страшном суде дается больше любви, чем праведнику и он будет прощен и получит вечную жизнь?

 

- Да, если покается!

 

- А какой тогда смысл в праведной жизни? Зачем ходить в храм, поститься, молиться, причащаться, если можно потом покаяться… и в дамках?

 

- Без соучастия в Божественных Таинствах - это невозможно. А праведная жизнь во Христе - это синергия, то есть  выстраивание жизни согласно замыслу Божию.

 

Задавал вопросы Артур Дан

Категории:  Доступное богословие
 
вверх