Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Внимание! Мошенники!

[10.09.2021 / 09:00]

Жители Иркутской области, как и всей России, все чаще становятся жертвами мошенников. ГУ МВД по Иркутской области с участием экспертов банковской системы провело круглый стол по вопросам кибербезопасности.

– Проблема кибермошенничества в регионах России активно начала себя проявлять с 2016 года, – рассказал заместитель начальника полиции ГУ МВД по Иркутской области Александр Полежаев. – Именно с этого времени пошел вал преступности в этом направлении. Если в 2016 году в нашем регионе полиция зарегистрировала 2659 таких преступлений, то в 2019 году их было уже 8,5 тысяч. Что касается нанесенного ущерба, то в 2016 году он составил 59 млн рублей, а в 2020 году – уже 487 млн рублей.

Самая крупная потеря жертвы телефонных мошенников в Иркутской области в прошлом году – 5,8 млн рублей. Преступники не брезгуют и небольшими суммами, главное – вызвать доверие человека и реализовать свою преступную идею. В телефонном разговоре мошенники ловко выясняют информацию о наличии карт банков и проворачивают схемы, вынуждающие человека перевести деньги и с них. В частности, этот пострадавший перевел сначала 1,8 млн рублей с карты одного банка, потом 4 млн рублей – с кредитной карты другого. Все вместе заняло полчаса.

Заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров подтвердил – именно в последнее десятилетие мошенничество с помощью кибертехнологий стало приобретать масштабный размах, и не только в России. На последнем Всемирном форуме в Давосе в глобальной карте рисков мира, помимо стихийных явлений, чрезвычайных ситуаций и тому подобного эксперты назвали еще и кражи данных и киберриски.

– До 2009-2010 годов киберпреступлений и мошенничеств, тем более, в регионах, почти не было. Но в последние годы преступники подхватывают все чаще в своей деятельности современные технологии. И тому есть две причины. Первая – то, что финансовая грамотность населения все еще существенно отстает от знаний мошенников, второе – борьба с кибермошенничеством пока ведется разрозненно, ресурсы противодействия требуют объединения и системной работы. Но процесс объединения усилий уже идет, – сообщил Дмитрий Жоров.

При этом популярные схемы мошенничества год от года меняются. Так, например, в 2012 году был наиболее распространен скиминг – когда с помощью закрепленного на банкомате приспособления преступники считывали данные карт. Сейчас он почти исчез – в том числе и потому, что банки научились эффективно бороться с этим явлением, да и граждане стали более внимательны при обращении с банкоматами. На смену скимингу пришел фишинг – когда людям присылают ссылки, «мимикрирующие» под сайты крупных компаний. И так далее.

Россия сейчас одна из самых популярных стран для кибератак. Помимо нее в топе популярных у таких аферистов стран еще Украина и Бразилия. Рост количества таких финансовых преступлений – стремительный: в 20 раз с 2013 года. Растет и количество телефонных мошенничеств – ежегодно в два раза. Каждый день россиянам поступает около 100 тысяч звонков от аферистов. Эксперты считают, что явление приобретает масштаб национального действия.

И все же киберпреступники получают отпор.

– Только в 2020 году в России было заблокировано 86 тысяч телефонных номеров, с которых звонили мошенники, – сообщил и.о. управляющего отделением «Иркутск» Сибирского ГУ Банка России Константин Ермолаев. – Это в два раза больше показателей 2019 года. Прекращена работа 8 тысяч фишинговых сайтов и 8 мошеннических колл-центров, ликвидировано 57 организованных преступных групп (ОПГ), задержано 202 активных участника ОПГ, возбуждено 260 уголовных дел. Все это позволяет снизить нагрузку на банковскую систему со стороны кибермошенников.

Причем решением проблемы киберпреступности занимается не только полиция, но и банки. Они выстраивают системы защиты от атак мошенников.

– От внешних атак Сбербанк имеет три контура защиты, – рассказал Дмитрий Жоров. – И ни разу ни одной кибератаке еще не удалось проникнуть даже за первый контур. У банков слишком высокая степень защиты, именно поэтому сегодня большинство мошеннических атак направлены на частных лиц.

В Сбере работает целая система защиты, одним из ее элементов является специальная антифрод-платформа:

– Все данные о действиях клиентов попадают в систему, где искусственный интеллект автоматически оценивает, насколько такой платеж характерен или аномален для этого человека. При этом учитывается более 1000 параметров, в том числе сумма перевода, адресат, регион, были ли жалобы на счет, куда осуществляется перевод.

К работе проекта подключают внешних партнеров, прежде всего – операторов связи. В частности, достигнута договоренность об обмене данными с «большой четверкой».

– Антифрод позволяет выявить атаку на клиента в режиме реального времени, – добавил спикер. – Она отслеживает 400 млн транзакций в сутки. Также анализируются 10 млрд нефинансовых операций клиентов внутри Сбера. Анализ всех параметров занимает 1/10 секунды. Кроме того, люди могут проверить с помощью еще одного сервиса Сбера – «Анализ телефонных звонков», не скомпрометирован ли номер телефона или адрес электронной почты позвонившего/написавшего неизвестного абонента, и сервис предупредит в случае, если номер или адрес уже занесен в базу данных по мошенникам. Эту базу могут пополнять и те, кому мошенники действительно звонили или писали, такие номера и адреса можно указать в разделе Приложения Сбербанк Онлайн или на сайте банка, после проверки и анализа информация передается операторам связи на блокировку.

Профилактические действия против мошенников сотрудники Сбера ведут и в отделениях банка, обязательно обращают внимание на поведение людей, посещающих банк для снятия крупных сумм или получения кредитов, при этом таких клиентов нередко отличает нервозность, они постоянно общаются с кем-то по телефону. На круглом столе по вопросам кибербезопасности эксперты рассказали о нескольких таких историях, когда бдительность сотрудников банка не позволила мошенникам обмануть доверчивых людей и лишить их личных сбережений.

Наиболее частой мошеннической схемой сегодня является именно телефонное мошенничество, часто оно происходит в виде звонка от так называемого «сотрудника службы безопасности банка» или от якобы сотрудников полиции. Банки постоянно подчеркивают и предупреждают – иногда клиентам действительно могут звонить реальные сотрудники безопасности, но только в том случае, если операция на счете клиента выглядит сомнительной. И, это особенно важно знать, никогда сотрудники банка не запрашивают у своих клиентов по телефону никаких личных данных, паролей и кодов банковских карт. Если запрос такой от позвонившего звучит, эксперты рекомендуют прервать разговор, перезвонив на номер банка и прояснить ситуацию.

Как правило, такими телефонно-финансовыми аферами занимаются сейчас достаточно молодые люди, хорошо знакомые с IT-технологиями, программированием и зачастую психологией. Ежедневно около 1% звонков от мошенников реально срабатывают. В каждом случае аферисты в среднем завладевают суммой в 10 тысяч рублей. При этом эксперты отмечают, что если раньше чаще всего подобные звонки поступали «из мест не столь отдаленных», то сегодня сидельцы звонят гораздо реже. В значительной степени в этом заслуга ФСИН, где вплотную взялись за борьбу с этим. Так что сейчас чаще всего этим занимаются подпольные колл-центры, в том числе – в ближнем зарубежье. При этом они пользуются IP-телефонией, что значительно мешает их отследить.

И наиболее эффективное решение проблемы – повышение финансовой грамотности у населения.

– Сейчас все усилия направлены на повышение финансовой грамотности, – отметил Константин Ермолаев. – При малейших сомнениях звонок нужно прервать и позвонить в банк, чтобы выяснить ситуацию. А также – сообщить номер телефона, с которого производилась кибератака. Это позволит значительно улучшить ситуацию.

 

ИА Телеинформ

 

Категории:  Безопасность
 
вверх