Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Ад. Продолжение

[15.08.2019 / 11:32]

Люди часто задумываются над тем, где находится рай и ад. Но если у рая был конкретный адрес – Эдем, с точными координатами, указанными в Книге Бытия и находился он на земле, то с адом непонятно всё. С раем всё понятно, его больше не будет. Человек не выполнил свою миссию, был изгнан из рая и тысячи лет пребывал без всякой надежды, потому что умер для вечной жизни. Но пророки, пришедшие после Моисея, заронили в людях искру надежды на появление Искупителя. О том, что Он пришел, ангелы рассказали людям. О том, что родился Спаситель, также узнали изнывающие в аду от праведного Симеона, которому было «предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26). И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд. Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё» (Лк. 2, 27-30).

Но, возможно, ад не конкретное место в какой-то части вселенной, а некое состояние, в котором человек оказывается один на один со своей памятью и совестью - гласом Божиим. Возможно, в этом состоянии человек испытывает колоссальный дискомфорт, когда видит всю свою прожитую жизнь, изменить ничего нельзя, нет возможности спросить совета и попросить о помощи. Тупиковое состояние, из которого только один путь - в небытие.

 

- А может быть ад и есть небытие?

 

Протоиерей Борис: Нет, ад будет реально существовать, но только до окончания страшного суда. Потом – небытие. Все отвергнувшие Бога просто исчезнут.

 

- А как же муки ада?

 

- Это муки окончательного своего отрыва от бытия и жизни. Этот переход от бытия в небытие (т.е. возвращение в то "ничто", из которого была вызвана к жизни вся тварь) будет мгновенным. И вечность ада есть - "вечность мига", включающего в себя ту беспредельность страданий, которая соответствует беспредельности утраты.

Этот "миг" для существа, его переживающего субъективно, в силу бесконечной интенсивности страдания, совпадает с вечностью. Итак, "смерть вторая", не есть наказание, которое устанавливается на Страшном Суде, ибо, как заметил справедливо о.С. Булгаков, муки ада не налагаются, а избираются добровольно актом самоопределения тварного существа. В этой связи он писал: "человек не может быть спасён насильно и облагодетельствован против воли. Недостаточно прощение от Бога - необходима готовность принять это прощение - через покаяние.

Если человеческая свобода признана в полном объёме, то с ней приходиться считаться со всей серьёзностью и последовательностью, вплоть до адских мучений, которые избираются, а не налагаются. "Адские муки происходят от нежелания Истины. Ненависть к Богу - такова их основа. Хотеть "тьмы кромешной" - небытия, лишь бы не хотеть Бога,  это предельное безумие зла, которое никак не может быть мотивировано и оправдано, это явная нелепость - бессильная судорога зла.

 

- Так, значит, душа не бессмертна?

 

- Человек не обладает природным, или прирождённым бессмертием, и становится таковым лишь через приобщение к природе Божества, когда его душа наполняется Божественной жизнью. Бессмертие не дано - а задано, как задача подлежащая решению в творческой активности человека, в его длительном подвиге осуществления в себе образа Божия, т.е. замысла Божия о человеке. Это значит, на основе своей эмпирической личности, он должен создать в себе духовную личность и наполнить её бессмертным содержанием, которое делает его и нас "причастниками Божественного естества" (2 Петр.1,4).

 

- И как человеку создать в себе духовную личность?

 

- Стяжать Духа Святого, в чём и состоит цель христианской жизни по догматическому точному выражению преп. Серафима Саровского.

Таким образом, бессмертие не неизбежный рок, не фатальный исход земной жизни, а Божий дар, который человек может принять, а может и отвергнуть. В этом глубочайшая свобода человека. Весь смысл земной жизни в этом самоопределении, в осуществлении свободного выбора между вечностью в Боге и "смертью второй", о которой говорится в Апокалипсисе. Итак, бессмертия достигает только тот, кто к нему стремится, только тот, кто жаждет его. В текстах Ветхого Завета и Нового Завета утверждается, что грешники будут истреблены (они свидетельствуют о том, что истина условного бессмертия имеет непоколебимое основание в Откровении).

 

- Какие же грешники имеются в виду, когда говорится об их истреблении (смерти второй), или иначе, какие грехи будут прощены на Страшном Суде и какие не будут?

 

- На эти вопросы можно ответить словами Спасителя; - "будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы не хулили... а хула на Духа Святого не простится человекам - ни в сем, ни в будущем веке" (Мр. 3,28.29).

 

- Что это за грех - хула на Духа Святого?

 

- По объяснению о. Павла Флоренского, это сознательное противление Истине, носителем которой является Святой Дух.

 

- На страницу Для тех, кто хочет знать прислали два вопроса: Был ли ад до рождения Иисуса Христа и кто создал ад?

- Эти и похожие вопросы придуманы очень давно и кочуют по миру. В спорах иногда их задают, чтобы поставить в неловкое положение оппонента, иногда из любопытства, но для спасения души они совершенно бесполезны. 

Да, ад был еще до рождества Христова и назывался шеолом.
Ад создал человек, потому что поверил искусителю и вкусил запретный плод. Но перед этим был предупрежден Богом: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие. 16/17).
Но человек не внял Богу, сделал свой выбор и захотел стать «как боги»..
Ад – это безблагодатное место, то есть место, где нет Бога. Царствие Божие внутри человека, ад – там же. Душа человека – святое место, предназначенное для Бога. Но у человека свободная воля и если он изгоняет из себя Бога, то его место занимают духи злобы, несущие смерть, потому что «свято место пусто не бывает». Поэтому судьба человека в его руках. И когда мы говорим, что грешники будут уничтожены, это означает не насилие извне, а саморазрушение, самоубийство! Если человек добровольно выбирает смерть, то это его личный выбор. Даже Бог не может ему запретить. Поэтому Церковь и не молится за самоубийц. Бог насильно не спасает и помогает только тому, кто этого хочет и сам устремляется к Богу.

 
Окончание следует...

 

Вопросы задавал Артур Дан

Категории:  Доступное богословие
 
вверх