Земное бытие - начало пути человечества
Великий пост незаметно подходит к концу. Верующие и неверующие присылают свои размышления, интересуются разными аспектами православной жизни, спрашивают, что означают те или иные слова Иисуса Христа, пророков, священнослужителей и так далее. И вопросов меньше не становится. Чем больше получаешь ответов, тем больше хочется спрашивать.
Мы продолжаем беседу с протоиереем о. Борисом
- Если сам Иисус Христос в молитве учил просить у Бога хлеба насущного, значит, это благо и рекомендовано самим Богом?
- Люди все время ищут «хлеб насущный», понимая под ним только материальные потребности и ссылаясь при этом на слова Господа. А что нужно человеку для существования? Кусок хлеба, кружка воды, рубище, чтобы прикрыть тело и крышу над головой. Все остальное у человека есть - дары Бога, весь окружающий мир, таланты и возможности. Но мир, который во зле лежит, человека призывает лишь к удовлетворению плоти и амбиций: «Ешь, пей, гуляй, прославляй себя, возьми от жизни все в свое удовольствие здесь и сейчас. Ты для этого и рожден. Больше тебе ничего не нужно.»
Но все это не есть хлеб насущный.
Я не призываю садиться на хлеб, воду и ходить в лохмотьях. В жизни есть радости и печали, потери и находки, поиски, знакомства, свадьбы, рождение детей, праздники, театры и спортивные состязания. Но излишнее увлечение плотскими наслаждениями, отвлекает человека от главной цели – достижения вечной жизни. Потому что «хлеб насущный» - это не только наши повседневные материальные потребности, но и Слово Божие.
Как сказал Иисус Христос, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мтф. 6.33), то есть, главное для человека приблизиться к Царству Небесному, а все потребности земной жизни он получит.
Для этого нужно понять, что человек – это макрокосмос в микрокосмосе, а не наоборот. Бог ради человека создал вселенную, и даже ангельский мир, чтобы он служил человеку.
Поэтому у меня вызывает умиление, когда на слова Церкви: «Ты – венец творения, - то есть, высшее создание Бога и сотворен для вечного блаженства, - человек отвечает, - нет, я от обезьяны произошел и хочу банан».
Вот люди и меняют вечную жизнь на бананы, пепси и земную славу, то есть, на временные удовольствия, которые сегодня есть, а завтра их уже нет.
- Если я правильно понял, то Иисус Христос будет судить тех, кто отказался от Него ради земного благополучия.
- Господь никого не осуждает, Он пришел спасти человека, а не осудить его, но насильно никто спасен не будет. Человек, отрекшийся от Бога, сам себя осуждает и выносит приговор.
- Это всего лишь красивые слова. Как может человек осудить себя сам и как он себя обрекает?
- Есть нечто такое, что невозможно понять стоя вне Церкви. А принявший слова Христа слышит даже Его молчание.
- Церковь негативно относится к экстрасенсам, магам, колдунам и главное – непонятно за что? Вам задают подобные вопросы?
- Спрашивают часто. Причем не только те, кто находится за церковной оградой, но, бывает, и сами прихожане интересуются, что делать от сглаза, какие святые защищают от колдовства, и когда лучше читать молитвы, чтобы изгнать злого духа.
Если об этом спрашивают верующие, что же говорить о неверующих! Появление подобных вопросов говорит лишь о недоверии к Богу! Какие колдуны, какие ведьмы?! Если с нами Бог, то кто против нас! Но если человек верит во всю эту магию, то и Бог ему не поможет.
Если появилась, какая-то сомнительная мысль или наваждение, перекрестись и прочитай краткую молитву - Господи помилуй.
Церковь негативно относится к магии, которая пытается проникнуть в область падших духов и заставить их служить себе.
- Но есть же белая магия, добрые колдуны, которые реально помогают людям.
- Белая собака, черная собака - все равно собака. Нельзя заигрывать с миром духов злобы поднебесной. Эти попытки для человека не проходят бесследно. За все придется платить. Что толку приобрести весь мир и потерять душу. Поэтому магия и всё, что с ней связано, осуждены еще в «Ветхом Завете». / Второзаконие 18:10-12/
- Я знаю, что священников часто просят помолиться за кого-то из близких. К вам тоже обращаются?
- Постоянно. Конечно, молюсь, потому что и это тоже служение человеку, а значит и Богу. Молитва священника у престола во время Литургии более доходчива, потому что это обращение прямо к Богу стоя у алтаря. Но меня печалит то, что люди все время рассчитывают на других и при этом ждут результата стоя в стороне. А ведь горячая молитва за близких и есть подвиг, потому что молиться за людей это кровь проливать. Даже на кресте Господь молился за врагов своих – «прости им, не ведают, что творят». А здесь речь не о врагах, а о близких. Священник обязательно будет молиться за ваших близких. Это же радость просить у Бога помощи для людей. Тем более, если человеку некогда, потому что… внуки завтра приедут в гости и надо срочно кутить, что-нибудь к чаю. И вот бежит она мимо храма, то есть, мимо вечности, чтобы внукам купить сладости. Удивительно! Хотят не молиться за них, а ублажить их.
- Я все думаю, а если Иисус Христос придет сейчас, как люди, вооруженные знаниями и опытом предыдущих поколений, отнесутся к Нему?
- Так же, как и прежде – будут ходить за Ним толпами, ожидая чуда, то есть, потребительски. С учетом нынешних технологий, будут приглашать в различные шоу на ТВ, стадионы, а потом… все равно распнут, потому что не захотят слышать голос Истины, Вечности, Любви, потому что им нравится быть рабами мира, а не детьми Бога.
Парадокс в том, что люди и не против правды, но каждый хочет знать только ее маленькую часть, устраивающую лично его. А в Царство Небесное думают попасть, как само собой разумеющееся дело, вроде бонуса за свою безалаберную жизнь.
В будущее люди способны вместить только небольшой отрезок времени. Человеческий ум слишком ограничен, чтобы охватить вечность.
- Но за прошедшие столетия у человека было много примеров, как благочестия, так и отрицания Бога, многочисленных падений, преступлений, разврата, духовного банкротства и покаяния. Это должно было научить людей искать Чистое, Светлое, Настоящее.
- И много вы таких людей знаете (с иронией)? Да, люди за прошедшие тысячелетия нравственно изменились, но в худшую сторону - мы уже говорили об этом. Более того, человек с каждым поколением становится всё аморальней.
Конечно, человек хочет жить здесь и сейчас и это нормально, но он не смотрит в перспективу. А умный отличается от неумного тем, что пытается просчитать свои действия до конца.
- За кого в храме приходится молиться?
- За всех православных – здоровых и болящих, за воинство и священников, за страну и властях, за узников и усопших, за рожденных и убиенных.
- Прислали вопрос на ваши слова о том, что священник не должен вставать между Богом и человеком. Разве не должен священник прихожан готовить к причастию?
- Да, я читал. Все священники готовят прихожан к принятию святых тайн, но не должны контролировать их действия – постился ли он, молился ли, вычитывал ли Правила. Это дело добровольное и личное каждого человека, а в Церкви если и есть дисциплина, то только для священников. Даже Бог, давая людям заповеди, не требовал, а предлагал. А уж то, что из-за материального неравенства, закредитованности, отсутствия государственной идеологии происходит деградация духовно-нравственного состояния человека, это попытка уравнять ценности земного мира и отношения человека к Богу. Но Христос говорил «Царство Мое не от мира сего».
Бытие бывает ангельское, Божественное и человеческое. К сожалению, многие люди никак не могут понять, что земное бытие не имеет основания, потому что преходяще.
Мы все читаем о скандалах, так называемых мажоров, у которых нет финансовых и материальных проблем, но это положительно никак не влияет на улучшение их духовно-нравственное состояние. Так что материальное благосостояние не сказывается на отношении человека к Богу.
А если человек приходит в храм и не причащается, значит, он тяготится общения с Богом. Ну и какой же он после этого православный?
Обратите внимание – к Творцу люди обращаются, когда им плохо. Часто ли услышишь, как человек обращается к Богу с благодарностью, когда ему хорошо? Как часто человек благодарит Бога за личное счастье, за то, что здоровы его дети, он сам и не испытывает нужду?
- Совсем немного времени осталось до Пасхи, которую, как правило, ждут не только верующие. Что бы вы сказали, пожелали или посоветовали им в преддверии Светлого Воскресения?
- Великий пост продолжается 40 дней. Православная Церковь добавила еще семь дней в память о страданиях Иисуса Христа. Она так и называется Страстная неделя. Эта неделя для того, чтобы люди помнили и по возможности сопереживали Богу, сошедшему на землю и умалившему Себя до крестной смерти ради спасения людей.
В предпоследнюю неделю поста нужно закончить все свои бытовые дела, чтобы с радостью встретить Светлое Воскресение Господа. В Пасху не ходите на кладбище, потому что оно символ смерти, а мы празднуем Воскресение.
Беседа построена, в том числе, на основании поступивших вопросов и обращений посетителей.
Вопросы задавал Артур Дан
Естественно, я иронизировал.