По бескрайним просторам
Категории:
Доступное богословие
карабин
Ответ на сообщение -
Ося
Ося
Ответ на сообщение -
Доступное богословие
Доступное богословие

Литургия в деревенском храме, как правило, проводится два раза в неделю. Квинтэссенция каждой Литургии («Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20) – это причащение Святых Таин. Люди преодолевают большие расстояния только ради того, чтобы полтора - два часа помолиться и причаститься. Кроме тех, кто живет неподалеку (3-10 км) и приходит пешком, верующие приезжают за 25 - 400 километров. Увидев идущих на утреннюю службу прихожан, проезжающие на авто верующие подвозят их на машине.
Продолжаем беседу с протоиереем о.Борисом.
- А нельзя ли, чтобы священник готовил и освящал дары в отсутствие прихожан, а потом просто причащал всех желающих, чтобы надолго не задерживать их? Это же удобно – причастился и пошел или поехал по своим делам. Почему вообще Литургия такая длительная?
- Священник и так совершает проскомидию в уединении у жертвенника в алтаре. Для него не имеет значения, есть в храме люди или нет, потому что он служит Богу у Его престола. Проскомидия - это «приготовление» или «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии. И сегодня многие прихожане так же помогают своему приходу.
Вообще прихожане совершают свой незаметный подвиг. В законный выходной день вместо того, чтобы остаться дома, понежиться в постели или заняться домашними делами, отправляются в храм за многие километры.
Литургия первых христиан проходила по ночам и длилась до 9 часов. Это было время учеников Иисуса Христа и живых свидетелей Его проповедей. Но в силу того, что люди должны заниматься и бытовыми делами, работой, государственной службой и в силу немощей человека Литургию стали сокращать и довели ее до нынешней продолжительности. За это время в чине богослужения проходит история от рождения Иисуса Христа до Его распятия. Но некоторые прохожане хотят еще больше сократить Литургию и теперь уже упростить ее до примитивных процедур. То есть, не подняться к Богу, а опустить Его до своего уровня. Из Таинства хотят вытравить само присутствие Творца. Увы, оскудевает вера в спасительную роль Господа. Не удивительно, что Христос, говоря о Своем втором пришествии, не повелевал, а лишь намекал людям: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» /Лк 18.8/, при этом оставляя за ними свободу выбора. Но Царство Небесное невозможно оценить человеческой мерой и тем более, попасть в него земными способами, потому что всякий человек только усилием входит в него. /Лк.16:16 /
Для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и водой люди роют колодцы, пашут землю и ходят на охоту. Неужели вы думаете, что если для временного существования человеку нужен усердный труд, то для вечной жизни труд не обязателен?
- А причащение это обязательное условие для спасения человека?
- Причастившиеся Святых Таин православные становятся, если угодно, единокровными родственниками Господа. В них течет Его кровь. И роднятся не только с Ним, но и со Святой Троицей по слову Иисуса Христа: Я и Отец - едины. А где Отец, там и Дух. На Тайной Вечере Господь своим ученикам преподал истинное Свое тело и Свою кровь под видом хлеба и вина. Подав чашу с вином, сказал – ешьте Мою плоть и пейте Мою кровь, чтобы иметь жизнь вечную. Это была бескровная жертва, которая олицетворяла Его скорую крестную смерть. Он знал, что произойдет в пятницу и задолго до этого дня добровольно согласился на это, чтобы искупить грехи человека.
В этот же день было совершено три злодеяния против Спасителя – предательство Иуды, который был казначеем среди учеников Иисуса Христа и рассчитывал получить это место, когда Иисус станет земным царем иудеев, но разочаровался, когда понял, что земного царства не будет.
Следующее предательство совершили ученики, которые разбежались, увидев, что Иисус взят под стражу.
Третье предательство совершил народ, который до этого встречал вход Господень в Иерусалим (у нас это вербное воскресение – прим.) и восклицал: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» /Мф: 21: 9-9/
Народ, на глазах которого Иисус совершал многие чудеса, излечивал людей от болезней и воскрешал мертвых, в этот день яростно кричал «распни Его!».
- Во время Литургии священник произносит «святая святым». Святые это кто?
- Эти слова священник провозглашает в самый торжественный момент освящения святых даров, когда на них сходит Святой Дух. Святая – это дары Господа, а святые - это все прихожане, которые пришли в храм для причастия. Сначала освящаются люди в храме, а уже потом святые дары, потому что Он «нас ради человек и нашего ради спасения» сошел с небес. Причастие омывает все грехи человека. После каждого причащения человек становится чистым, как ангел. Но слепота людей не дает увидеть, что Бог сошел на землю, воплотился в человека, проповедовал Царство Небесно и добровольно отдал Себя на мучения и крестную смерть только ради спасения человека. Если говорить совсем простым языком, Он показал человеку путь к вечной жизни и оставил людям правила по технике духовной безопасности – Евангелие. Но люди, погруженные в собственные грехи, скандалы, сплетни, интриги, удовлетворение желудочных интересов и похоти, отказываются от вечной жизни, от причастия, которое смывает все грехи и тем самым отрекаются от Иисуса Христа!
- Как часто нужно исповедоваться и причащаться?
- Как можно чаще! Вы же каждый день умываетесь, чистите зубы, моете посуду! Душа, как одна из основных составляющих человека, тоже требует душевной гигиены. Грех – это болезнь, которая поражает душу и тело человека. Грех до поры не виден, но отравляет весь организм. Исповедь – это добровольное желание человека избавиться от груза совершенного поступка, поэтому нельзя допрашивать и осуждать кающегося. Пришедший в храм верующий уже исповедует Христа своим присутствием. И если он решил причаститься, то должен допускаться без исповеди.
- Как быть, если после исповеди совершаешь те же грехи?
- Снова каяться. Упасть, это не самое страшное для человека. Если поднялся, значит, еще есть надежда. Страшно, когда человек упал и, валяясь в грязи, не желает подняться.
- Исповедь обязательное условие, как процедуры для причастия?
- Это таинство, а не процедура. Грех и человек несовместимы. Природа греха не естественна, она угнетает человека и действует как медленно действующий яд, поражая его изнутри. Это как первый глоток алкоголя или затяжка табачного дыма. Сначала человек испытывает неприятное ощущение, а потом привыкает и сам себя отравляет. Освобождаясь от гнетущего греха через таинство исповеди, православный человек восполняет себя духовно через причащение тела и крови Христа.
Понятно, что Иисус Христос пришел спасти всё человечество, но Он пришел конкретно в ветхозаветные времена, когда у людей были утилитарные цели и желания – дай хлеба, денег, здоровья и защити от судьи и разбойников. Они не были готовы к другому представлению о Боге. Какое еще Царство Небесное, о котором впервые услышали? Мы хотим здесь и сейчас! Вот это нам и дай! А мы за это будем Тебе служить, а если надо, то и поклоняться! То есть, это были все те же языческие отношения подданных к своему господину.
- С тех пор прошло 2000 лет и люди узнали о Царстве Небесном, мучениках за Христа, подвигах святых, чудесах угодников Божиих больше чем их далекие предки. А люди все равно верят всуе. Почему?
- А что изменилось? Люди остались такими же потребителями – помоги поступить в институт, устроиться на работу, жениться, выйти замуж, жена гуляет, муж пьет, дети пошли по кривой дорожке… Христианство для многих это магия. Фактически все ныне живущие ничем не отличаются от ветхозаветных иудеев. Более того ментальность ветхозаветных иудеев проникла во все последующие поколения. Бога людям заменил кесарь. Независимо от названия его должности - генеральный секретарь, канцлер, премьер или президент. Раньше они уповали на Бога, в надежде получить земные блага, а сейчас – на кесаря. Неважно кто это – Байден, Меркель, Ельцин, Путин, Зюганов или Шойгу. Хотят получать блага и хвалить или ругать кесаря, как говорил Екклесиаст «что было, то и повторится». А трудиться ради Царства Небесного это же… трудиться надо!
Любопытно и безалаберное отношение человека к своему будущему и попытка оправдать свою распущенность - ну и пусть я туда не попаду, так хоть сейчас поживу. И неважно сколько - 20 лет, 30, 80. А потом вечное небытие! Пока человек жив, здоров и занимается земными проблемами, он об этом не думает. Но когда стоит (как правило, уже лежит), у последней черты, то вдруг понимает, что жизнь прожита зря. Я исповедовал и причащал бедных и богатых, провожая в последний путь. И как же много было среди них тех, кто уходил не успокоенным, сожалея о бездарно прожитой жизни.
- Возможна ли христианская жизнь без исповеди, покаяния и причастия?
- Нет!
- А если человек не искренне покаялся?
- Этого никто не может знать, кроме Бога. Священник на исповеди только свидетель. Человек же не священнику кается, а Богу.
Нередко исповедь состоит их двух частей: из общей исповеди и частной. Сначала священник перечисляет все грехи, чтобы напомнить о них человеку, а потом уже люди подходят для частной исповеди, рассказывая о своих личных.
- Крещение - это исполнение обязанности перед Церковью, потому что надо быть, как все, это желание вступить в ряды христиан, желание личной защиты, доверие или формальная процедура в христианском обществе?
- Христианство – это не партия, чтобы вступать в его ряды. К тому же только детей крестят по вере их родителей. Крещаемый же взрослый человек должен понимать, почему он решился на это. Христос перед вознесением сказал своим ученикам – идите, научите и крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа. То есть, научение – это обязательное условие для принятия таинства крещения.
- Что такое осквернение? - Это пошлость, то есть, возвышение низменного и унижение возвышенного. По человечески, это потеря благоговения перед чтимыми лицами или объектами. - Что надо сделать, чтобы стать таким как Серафим Саровский? - Не надо подражать Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому или другим святым. Они прошли свой путь. Пройдите и вы свой. Если сделаете что-то доброе, то лишь для себя. Богу вы ничего нового не добавите – у Него всё есть.
- А что плохого в том, что люди хотят жить хорошо сейчас?
- Ничего. Это нормальное и естественное желание человека. Но уже подсчитано, сколько человек съест, выпьет, износит одежды, обуви, прочитает книг за свою жизнь. Больше не сможет, даже если круглые сутки будет есть и пить! Но, допустим, сможет съесть на тонну или две больше. Сами подумайте, неужели человек рождается только ради этого? Неужели у него нет другой, более высокой цели?
- Но это же и есть обычная жизнь на земле со своим смыслом.
- Наполнять свою жизнь вещами, едой, дешевой славой, участием в различных шоу, шумных мероприятиях, поездках за границу, селфи, опять шмотки, крутые тачки, митинги за или против, тусовки со знаменитостями и есть обычная жизнь со смыслом?
Земная жизнь похожа на непродолжительный шторм, после которого наступает благодатная тишина, но уже без человека, для которого шторм и был жизнью. Здесь каждый решает сам, для чего он создан – есть, чтобы жить или жить, чтобы есть.
- Люди не все скупы, есть и добродетельные, жертвуют на благие дела.
- На самом деле, это не жертва, а возвращение Богу того, что человек получил во временное пользование. А жертва Богу - сокрушенное сердце. Те, кто понял, что у гроба карманов не бывает, помогают нуждающимся бедным, больным, калекам, детям, старикам. Но нужно понимать, что любое благое дело не во имя Христа или без Него – не благодатно.
Многие нынешние православные ничем не отличаются от тех, кому нужен рай именно на земле, втайне надеясь потом, как-нибудь прошмыгнуть в Царствие Небесное. Но то, что тайно для человека, открыто Богу. Причем, открыто заранее.
- Если Бог благ и человеколюбив, почему же допускает голод и страдания?
- Это лишь последствия греха. У человека было всё, а теперь человечество расплачивается за грехопадение. Господь пятью хлебами насытил несколько тысяч человек. Для Него не проблема накормить голодных, но человеческая жадность требует еще больше. Зависть, алчность и своеволие людей, безграничны. А Бог дает не столько, сколько попросят, а сколько нужно.
Кесарь или бизнесмен дают пенсии, зарплаты, пособия, отпускные, вынуждено – для имиджа, закон обязывает, поддержать работоспособность населения, нужны налоги, прибыль, рабочие руки, голоса избирателей, воины.
Бог дает блага добровольно! Ему ничего от человека не нужно, кроме соблюдения заповедей, которые бескорыстны и направлены на сохранения человеческого облика и избавления от греха и их несовершения.
©