Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Мы в храме

[16.08.2022 / 10:12]

Раньше я осуждал, людей, которые разговаривали во время службы в храме, отвлекали других от молитвы, и вдруг понял - им ничего не нужно просить у Бога, у них всё есть,  они материально обеспечены, здоровье хорошее, у родных и близких всё в порядке, больных нет. Им даже Бог не нужен. Они сами по себе счастливы, а в храм приходят просто поболтать о своем огороде, о бытовых делах, о соседях. (из разговора с прихожанином)

 

Беседы с протоиереем о. Борисом

 

- В ветхозаветные времена субботу ничего нельзя было делать. Неужели даже добрые дела? 

 

- Таков был закон.

 

- А если человек тонет или дом горит, спасать его тоже было нельзя?

 

- Увы.

 

- То есть, ценность человеческой жизни не была главной идеей.

 

- Так было всегда, но пришел Иисус Христос и сказал, что не человек живет для закона, а закон существует ради человека. Примером служит то, что именно Бог отдал свою жизнь за человека, ценность которого выше всего в этом мире, который Бог положил к его ногам. И даже после его падения сошел на землю, чтобы отдать за него жизнь. А люди кичатся собственной самостью, независимостью, умом, талантами, то есть, всем тем, что подарил им Бог. Но именно Бог всегда объективен, а не человек. Никто не может смотреть на человека глазами Бога, как на самую главную ценность в этом мире.

 

- Но в мире есть и другие ценности.

 

- Самое дорогое для человека с античных времен было золото, серебро драгоценные камни, артефакты, иконы, картины, то есть, материальные ценности. Потом главной ценность стал статус. А сегодня самое ценное это власть, но не человек. То, что творится «во имя человека» это просто маскировка истинных мотивов нахождения у власти. Люди рвутся во власть не ради человека, а ради своих амбиций, интересов группы лиц, идей, проектов, распределения благ, причем не бескорыстных. Со всего розданного людям кесарь оставляет себе бонусы.

 

- Если я правильно понимаю, Церковь создана для людей, связана с их жизнью на земле и все, что в ней происходит, крутится вокруг человека? 

 

- Церковную жизнь можно условно разделить на церковно-бытовую, церковно-административную, литургическую и мистическую.

Православные в подавляющем своем большинстве ведут церковно-бытовую жизнь – придти в храм, поставить свечку, попросить священника помолиться за них или за близких им людей, попросить у Бога исполнить свою нужду и всё. Литургию проводит священник, в алтаре он обращается к Богу напрямую.

Все прихожане и даже алтарники и дьяконы находятся в более выгодном положении, чем священник, который служит Литургию. У него нет времени помолиться о себе, потому что его внимание раздвоено – совершать проскомидию, каждения, действия по чину богослужения, читать молитвы, слушать чтецов и церковный хор, чтобы в нужном месте вставить возглас, дабы не нарушить чин (порядок) службы. И все это делается одновременно. Священник чувствует присутствие Бога, но не может просить за себя. За всех присутствующих в храме и за себя, в том числе может, но лично за себя – нет. Но прихожане более заняты сиюминутными проблемами и поэтому не чувствуют присутствия Творца. Размышления о вечности они оставляют на «потом». Им нужно срочно, здесь и сейчас, не понимая, что именно сейчас они и строят свою вечность, потому что «потом» для них не будет.

 

- Почему нельзя потом, если у него проблемы сейчас?

 

- Человек отошел от Бога и у него начались проблемы. Бог желает, чтобы человек вернулся, потому что рядом с Творцом не может быть греха, значит, и последствий, то есть, проблем. А «потом» человек может не успеть, потому что жизнь  непредсказуема, может прерваться в любой миг и человек уйдет нераскаянным.

 

- Посещение храма неразрывно связано со свечками. Верующие специально заходят в храм поставить свечку или просят об этом других. Я слышал, что поставить свечку, значит, помолиться. Что это за молитва?

 

- Все гораздо прозаичней. Свеча, значит, светить. Я уже говорил, что первые Литургии учеников и последователей Иисуса Христа проводились по ночам. Чтобы осветить помещение зажигали свечи, которые приносили с собой. Мистический смысл возжиганию свечей стали придавать гораздо позже. А потом это стало традицией. Ничего плохого в этом нет, и даже создает в храме особую добрую атмосферу тепла, уюта и отношения к Литургии.

 

- Очень трудно бывает исповедоваться. С чего начать, что говорить, священник выспрашивает о личной жизни, появляется страх, что может отругать или накричать при всех.

 

- Мудрый священник на исповеди не допрашивает прихожан, а помогает им исповедоваться, комментирует грехи, подсказывает их природу и поощряет к исповеданию. Нельзя, чтобы священник осуждал кающегося! Человек пришел к Богу признаться в своих грехах, которые его мучают, а если его еще и священник будет обвинять, то такой верующий даже после причастия уйдет из храма не освобожденным от тяжести совершенного, и в еще большем смятении. Но, как говорил Христос, "Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство /Лк. 12:32/.  Мужайтесь: Я победил мир" /Иоанн. 16:33/

Священники тоже живут в миру, и подвержены тем же грехам, что и все люди. Ваш стыд перед окружающими за то, что нас накричали ничто по сравнению со стыдом перед Всевышним за совершенное и нераскаянное. Окружающие уйдут, а вы со своим стыдом перед Богом останетесь.

 

©

Категории:  Доступное богословие
 

Доступное богословие

..им ничего не нужно просить у Бога, у них всё есть,  они материально обеспечены, здоровье хорошее, у родных и близких всё в порядке, больных нет. Им даже Бог не нужен..

(с)

1 1

16.08.2022 10:23:02

вверх