В Мюнхене решали, как быть с «неправильной» Россией
В Мюнхене завершилась конференция по безопасности – крупнейший международный форум с участием более ста президентов, премьеров и министров. Центральной темой мероприятия в этом году ожидаемо стал конфликт вокруг Украины. Политологи в Иркутске проанализировали выступления участников и поделились мнением о позициях сторон по проблематике СВО и международных отношений.
Украинскую делегацию в Мюнхене принимали как героев, в то время как официальных лиц из России на конференцию не пригласили вовсе. Это, впрочем, не помешало российским чиновникам вступать в заочную дискуссию со своими оппонентами, пишет «Коммерсантъ».
В это время в самом центре баварской столицы, на площади возле городской ратуши прошел митинг. Участники акции протеста требовали прекратить поставки западных вооружений Украине, начать мирные переговоры с Россией и распустить Североатлантический альянс. «К черту НАТО! – кричали они. – Хватит стрелять, начните переговоры! Россия нам не враг!»
На встрече об опасности преждевременного перемирия заявила глава МИД Германии Анналена Бербок, она считает, что если Россия сейчас прекратит стрелять, не будет конфликта, если же Украина прекратит стрелять – не будет Украины.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «единственный путь гарантировать прочный и справедливый мир на Украине – это дать украинцам военную поддержку». По его словам, «многие задаются вопросом, не несет ли военная помощь Украине риск эскалации конфликта», но он с этим не согласен: «Свободных от риска вариантов нет. Но риск победы Путина гораздо выше».
Президент Франции Эмманюэль Макрон выразил свою позицию так:
– Я хочу, чтобы Россия потерпела поражение на Украине, и я хочу, чтобы Украина могла защитить свои позиции. Но я не считаю, как некоторые, что мы должны стремиться к полному разгрому России, атакуя Россию на ее земле. Эти наблюдатели хотят, прежде всего, сокрушить Россию. Но это никогда не было и никогда не будет позицией Франции.
От России на конференцию пригласили только представителей российской оппозиции. В МИД РФ ответили, что из Москвы никто и не полетел бы в Мюнхен, даже если бы приглашение было.
Заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев откликнулся на слова Йенса Столтенберга о том, что риск победы России гораздо выше, чем риск эскалации конфликта на Украине.
– Перевожу на понятный русский: риск начала третьей мировой войны существенно меньше риска победы нашей страны, – написал Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале. По его мнению, в НАТО Россию «ненавидят и боятся».
Единственным выступающим, кто не сказал в адрес России ничего критического, был глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И. Он пообещал, что до конца февраля Пекин представит план политического урегулирования украинского кризиса вокруг Украины. Пекин планирует обнародовать его 24 февраля. По словам Ван И, Китай в украинском вопросе «твердо стоит на стороне мира и диалога». Из Мюнхена Ван И полетит на переговоры в Москву.
Историк и политолог Михаил Сосновский отмечает противоборство двух западных подходов в отношении России, снижение её влияния на Кавказе и усиление роли Китая в международных делах:
– В очередной раз выявились два конкурирующих подхода среди западных лидеров по отношению к текущему восточноевропейскому конфликту: либо ставка на победу Украины (его озвучила «зелёная» глава МИД Германии Бербок), либо ставка на скорейшее прекращение огня и какой-то компромисс между сторонами (его озвучил президент Франции Макрон). Какой из этих двух подходов возобладает на «коллективном Западе» (гораздо более «коллективном», чем год назад) – поживём-увидим.
Примечательны попытки Китая выступить в роли модератора конфликта – это отражает его возросшую роль в международных, в том числе и европейских, делах. Также примечательны армяно-азербайджанские переговоры без модерации России. Это тоже хорошо демонстрирует новые политические реалии, которые сложились за минувший год.
Генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский приводит пять основных логических выводов, которые можно сделать после обсуждений на этой конференции:
– Если посмотреть на выступления, то можно отметить следующие итоги:
Первый. Страны Западной Европы и США смогли консолидироваться в антироссийской позиции – она звучала фактически от всех их политиков. Страны Азии и Юга (от арабских стран до Латинской Америки) заняли позицию ритуальной поддержки, но без фанатизма и резких движений. То есть новый расклад сил полностью проявлен: Россия против Запада при фактическом нейтралитете остального мира.
Второй. В целом никаких решений обнародовано не было. Кроме пустых заявлений и присяг позиции блока НАТО, реальных действий мы не увидели. В этом плане вся конференция выглядела скорее как сеанс аутопсихотерапии для западных стран. Россия все это слушать все равно не будет – руководство страны давно уже ориентируется на решения и действия, а не на слова. Азиатские страны и Глобальный Юг все это послушают, но тоже позицию не изменят – она сформирована.
Третий. Консолидированная позиция Запада: Россия должна проиграть с максимальными для себя потерями. Судя по словам Макрона, западные страны уже начали понимать, что внешним давлением они только укрепляют власть Владимира Путина в стране. Президент Франции фактически предлагает нанести максимальный ущерб России, откатить ее на границы до 2014 года и оставить в покое, не давая «вести свою агрессивную политику».
Четвёртый. Если до западных лидеров начало доходить, что внешнее давление только консолидирует власть и граждан в России, возможно скоро дойдет и все остальное: что именно расширение НАТО на восток спровоцировало СВО, что для России защита своих границ важнее всех совместных экономических проектов с Европой, и что этот выбор основывается не на сиюминутной прихоти одного лидера, а на рефлексии всей тысячелетней истории страны. Тогда, возможно, западные страны смогут подобраться к действительно устойчивой формуле мира на своих восточных границах. Хотя Владимир Путин ее им предлагал последние 15 лет, видимо нужно было получить горячий конфликт у себя под боком, удар по экономикам, проблемы с миграцией, чтобы в итоге прийти к осознанию, что неплохо бы в своей политике учитывать интересы большого восточного соседа.
Пятый. Для российской несистемной оппозиции в иммиграции новая политика западных стран – плохой знак. Да, российских оппозиционеров-мигрантов будут и дальше использовать, но ставку никто на них не сделает. Именно поэтому фактически незамеченной прошла заявка Михаила Ходорковского (вполне, кстати, адекватная) на лидерство в оппозиционном лагере – ни он, ни более отмороженные антипутинисты западным странам сейчас особо не нужны, и вкладывать какие-то серьезные ресурсы в их деятельность они похоже не собираются, так как не верят в смену власти в стране при поддержке извне.
В целом, нужно понимать, что мы стоим на пороге глобальных изменений в мировом политическом ландшафте. Россия не начинала этот процесс – он идет уже какое-то время. И не является его основным драйвером – есть страны с более крупными экономиками и более глубокими противоречиями. Но Россия первой обнажила разлом между глобальными Западом, Востоком и Югом. Вопрос лишь в том, какие выгоды или, наоборот, убытки наша страна получит от роли первого в этом процессе. Но сейчас пока об этом можно рассуждать только очень гипотетически.
ИА Телеинформ